ЕКАТЕРИНБУРГ. В ДК «Урал» прошел Гражданский форум Свердловской области «Сила Урала-2016». Его организаторами выстиупили Общественная палата региона при поддержке администрации губернатора Свердловской области.
В форуме приняли участие представители органов государственной и мугниципальной власти, общественных объединений и организаций, гражданские и общественные активисты, ученые, эксперты, члены общественных палат и советов.
Форум открыл председатель Общественной палаты Среднего Урала, член-корреспондент РАН С.С. Набойченко С приветствием от главы региона выступил первый заместитель руководителя администрации В.Р.Дубичев. Прозвучало также напутствие от Общественной палаты РФ.
На пленарном заседании форума выступили С.В.Полыганов, член совета Общественной палаты Свердловской области; А.В.Злоказов, министр социальной политики; В.И.Симакова (АНО «Благое дело»); О.Б.Колпащиков (АНО «Белая трость»), А.П.Сухов, заместитель председателя Законодательного Собрания региона; А.Г.Высокинский, заместитель губернатора Среднего Урала.
Затем началась работа дискуссионных площадок (круглых столов) форума. в работе двух из них – «Организация общественных экспертных советов по разработке стратегических планов муниципальных образований Свердловской области» и «Роль гражданского общества в развити малого среднего бизнеса Свердловской области» принял участие заместитель директора Института экономики УрО РАН, д.э.н., профессор С.И.Баженов.
В рамках Гражданского форума также прошла работа ряда тематических выставок и состоялось награждение лауреатов в номинации «Лидер социального партнерства».
Источник: соб. инф.
ЕКАТЕРИНБУРГ. В рамках государственной политики по привлечению частных инвестиций в развитие коммунальной отрасли, в Свердловской области сегодня заключено и реализуется 19 концессионных соглашений на общую сумму свыше 2,5 миллиарда рублей. Об этом сообщил министр энергетики и ЖКХ региона Николай Смирнов.
Активная работа по поэтапному переводу неэффективных МУПов в концессионное управление, напомнил он, началась на Среднем Урале с 2015 года и осуществляется в рамках соответствующих поручений Президента РФ Владимира Путина и главы региона Евгения Куйвашева. К сегодняшнему дню концессионные соглашения реализуются в 15 муниципальных образованиях области.
«Главная цель этой работы заключается не просто в том, чтобы поддержать коммунальную инфраструктуру в работоспособном состоянии, а прежде всего в том, чтобы произвести ее реновацию – за счет модернизации основных фондов, применения современных высокоэффективных технологий вывести ее на уровень лучших отраслевых аналогов, способных обеспечить и безубыточную работу предприятий, и высокое качество коммунальных услуг для потребителя», – подчеркнул министр.
Средний срок реализации большинства из заключенных соглашений, отметил он, составляет 13 лет. В течение этого времени концессионер гарантирует потребителю предоставление качественных коммунальных услуг, а муниципалитету – освобождение от бремени содержания и эксплуатации инфраструктуры, от дополнительных расходов на ее ремонт и ликвидацию возникающих на ней технологических нарушений.
По данным заместителя директора Института экономики УрО РАН, доктора экономических наук, главного научного эксперта в сфере ЖКХ Сергея Баженова, в настоящее время в эксплуатации у концессионеров региона находится уже 4,4 тысячи различных объектов. Это котельные и сети теплоснабжения, объекты водоотведения, электро- и водоснабжения. Почти три тысячи из них, в соответствии с условиями договоров, должны быть модернизированы уже в ближайшем, 2017-м году. Запланированы, например, реконструкция инженерных сетей, тепловых пунктов и магистралей горячего водоснабжения в Режевском городском округе, строительство двух современных газовых котельных для отопления жилфонда в Серове, модернизация всего комплекса теплоснабжения в Лесном и другие объекты.
В ближайшей перспективе, сообщил специалист, ожидается заключение концессионных соглашений еще по 20 проектам. Расчетный объем инвестиций по ним составит более 3,5 миллиарда рублей. Хватит ли их? И сумеют ли подрядчики освоить эти суммы?
Ответственность ляжет на правительство региона, которое в соответствии с законодательством, выступает третьей стороной любого их концессионных соглашений.
Источник: соб. инф.
ЕКАТЕРИНБУРГ. В уральской столице 17-19 ноября 2016 г. прошла XI Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен», организованная УрФУ совместно с аналитическим центром «Эксперт» и деловым изданием «Эксперт — Урал». Соорганизаторами выступили НИУ ВШЭ и его кампус в Санкт-Петербурге. Форум уже давно получил статус одной из самых авторитетных экспертных площадок по поиску управленческих решений в развитии регионов.
Конференцию открыл ректор УрФУ Виктор Кокшаров. На пленарном заседании выступили директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова, содиректор научно-образовательного центра по мировой экономике ИМЭМО-МГУ Сергей Афонцев, профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич, научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин, зампред Внешэкономбанка (ВЭБ) Андрей Клепач, директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Анатолий Василевский, директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский и другие.
Заместитель директора Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук, профессор УрФУ Сергей Баженов выступил модератором круглого стола «Территориальное развитие как новая парадигма». Он же выступил с докладом «Поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса».
В своем выступлении С.Баженов предметно проанализировал деятельность институтов развития в области стимулирования высокотехнологичного малого и среднего бизнеса, перспективы развития современного венчурного предпринимательства, а также остановился на вопросах стимулирования и привлечения к совместной деятельности крупным бизнесом предприятий МСБ.
Доклад вызвал живой интерес участников мероприятия, которых в зале собралось более 55 человек. В обсуждении заявленной темы круглого стола приняли участие ученые, преподаватели, эксперты, управленцы, предприниматели, представители крупного бизнеса, венчурных и страховых компаний - А.Г.Дьяков, В.А.Московских, Д.И.Машкина, А.А.Андреев, В.Л.Воронцов, Е.А. Черепанова Е.Н.Некрасова и многие другие.
Источник: соб. инф.
Источник: газета «Уральский рабочий»
ЕКАТЕРИНБУРГ. В администрации уральской столицы обсуждается идея создания наукограда, подобного казанскому Иннополису и подмосковному Сколково. Екатеринбургский проект получил название IT-полис. Каким он будет? Каковы его перспективы? Разбираемся вместе с экспертами.
— IT-полис нам нужен, так как существующие институты развития науки и предпринимательства области не генерируют инновационных предпринимателей, как это происходит в Сколково или Иннополисе, — уверен ведущий экономист ИЭ УрО РАН, кандидат экономических наук Павел Глухих.
Как считает заведующая Сектором социальных инноваций, доктор философских наук, профессор Алла Суховей, потенциал для развития наукограда в Екатеринбурге, безусловно, есть.
— Здесь сосредоточено 18 академических институтов, много крупных промышленных предприятий, что позволяет сформировать приоритетные направления: машиностроение, металлургия, химическая и горнодобывающая промышленность.
— К этой идее я отношусь положительно, ведь создание такого учреждения позволит привлечь внимание государства и бизнеса. У нас уже есть технопарк «Университетский», который может стать площадкой для наукограда, — считает Врио директора Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук, профессорЮлия Лаврикова.
Территория «Университетского», который расположен на перекрестке улицы Высоцкого и ЕКАДа, пока используется не на всю мощь. По мнению Ю.Лавриковой, при создании уральского наукограда нужно сначала полностью занять эту площадку, а уже потом можно подумать о расширении IT-полиса.
— «Университетский» пока недостаточно раскручен по сравнению с подобным технопарком в том же Новосибирске, — сравнила Ю.Лаврикова. — Мы еще в начале пути. Самое главное — продумать этапы проектов (стартапы, опытные производства) и потом осуществлять их.
Специалисты рекомендуют учитывать и возможные трудности при создании наукограда.
— В Сколково «надергали» молодых ученых, оторвали их от учителей, и во многих случаях не состоялась до конца передача знаний от поколения к поколению, — предупреждает заместитель директора ИЭ УрО РАН, доктор экономических наук, профессор Сергей Баженов. — В этих «IT-деревнях» — Сколково, Иннополисе — молодые отрезаны от академиков, от других ученых, что плохо влияет на получение ими новых знаний. А ведь ученым нужны не только гранты. Необходимы новые подходы к материаловедению, к познанию космоса и атомов — это как раз и связано с высокими технологиями. Науке необходимо эволюционное, а не революционное движение. А у нас зачастую движение науки скорее определяют чиновники, нежели ученые.
— Начинать надо не с создания наукограда или иннограда как какой-то специальной территории, а с решения вопросов финансового обеспечения инновационной деятельности, — предполагает ведущий научный сотрудник ИЭ УрО РАН, доктор экономических наук Инна Голова. — Вот если бы удалось в Свердловской области организовать солидный региональный фонд финансирования инновационной деятельности с привлечением ведущих промышленных корпораций региона — было бы очень хорошо. Пока же создание наукограда в Екатеринбурге представляется преждевременным, разве что под этот проект удастся привлечь средства из федерального бюджета.
Уральские ученые высказали самые разные точки зрения на перспективу создания IT-полиса. Вариантов решения задачи предложено немало, но, конечно, все они потребуют тщательного изучения и финансового обеспечения.
Источник: газета «Уральский рабочий»
ЕКАТЕРИНБУРГ. В типографии Института экономики УО РАН вышел в свет праздничный буклет, посвященный 45-летию ИЭ УрО РАН и 75-летию экономической науки на Урале. На 33 страницах фотобуклета представлены администрация института, все отделы, центры, филиалы и другие подразделения научного учреждения.
Как сообщил заместитель председателя комиссии по подготовке юбилейных мероприятий, посвященных 45-летию ИЭ УрО РАН, заместитель директора института, д.э.н. С.И.Баженов, каждая структура имеет в буклете свою «визитную карточку»: руководителя, состав сотрудников, тематику и ведущие направления исследований, важнейшие научные и прикладные результаты, награды и достижения, коммерческие предложения для сотрудничества, а также необходимую в таких случаях контактную информацию.
По словам С.И.Баженова, фотобуклет получит каждый работник института, а также гости, которые приглашены на торжественный вечер 30 июня 2016 года. В дальнейшем он будет использоваться в презентационных и рекламных целях.
Источник: соб. инф.
ЕКАТЕРИНБУРГ. В понедельник, 20 июня 2016 г., в конференц-зале Института экономики УрО РАН состоялось очередное оперативное совещание. Главный вопрос повестки дня - о готовности к проведению юбилейных мероприятий, посвященных 45-летию Института экономики УрО РАН.
Научный руководитель института, академик РАН А.И.Татаркин пояснил, что место проведения торжества – МП «Театр «Щелкунчик» - пришлось поменять, ибо 28-30 июня с. г. Министерство культуры РФ проводит в этом здании крупный фестиваль детского творчества. Поэтому возник вариант с ДК УрГЭУ, данный вопрос с ректором университета Я.П.Силиным был оперативно согласован. Мероприятие состоится 30 июня, начало в 16.30.
О других деталях проведения юбилейных торжеств рассказал заместитель директора института, д.э.н. С.И.Баженов. В целях оптимизации расходов печатную продукцию (пакеты, ручки, блокноты) решено выпустить за счет грантов VII Всероссийского симпозиума по экономической теории. Пригласительные билеты, праздничные буклеты тиражом 400 экз. сверстаны, отредактированы, согласованы с руководством подразделений и в настоящее время находятся в работе в типографии института. Заказ на памятные тарелочки ввиду их дороговизны решено не делать. Вечер, помимо торжественного заседания, заявил С.И.Баженов, предусматривает концертную программу, живое общение и фуршет.
Участники совещания обсудили и согласовали список почетных гостей из представителей органов государственной власти, муниципальных образований, академической науки, высшей школы, бизнеса, общественных организаций. Кроме того, были рассмотрены проблемы транспортного обслуживания сотрудников и гостей, другие вопросы.
В их обсуждении приняли участие д.э.н. Ю.Г.Лаврикова, д.э.н. В.С.Бочко, д.и.н. В.Л.Берсенев, д.э.н. В.В.Акбердина, к.э.н. И.В.Наумов, к.э.н. С.Г.Важенин, к.э.н. М.В.Власов.
Источник: соб. инф.
ЕКАТЕРИНБУРГ. Одно из ведущих научных учреждений Уральского отделения РАН отмечает свой юбилей. И поэтому хотя бы кратко нельзя не вспомнить об основных этапах славного пути института, ставшего ныне заслуженным лидером региональных экономических исследований в России.
Рассказывает заместитель директора Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук Сергей Баженов:
- Первым заданием экономического подразделения УФАН – группы технико-экономических исследований, созданной на рубеже августа-сентября 1941 г. – стала разработка «Схемы усиления транспортных связей Среднего Урала». Она проанализировала состояние существующей на Урале железнодорожной сети, провела изучение камеральными методами экономики Тагильского промышленного района, представлявшего собой один из самых напряжённых транспортных узлов. Были рассчитаны балансовым методом внутриузловые и магистральные грузопотоки, выполнен ряд других разработок. Летом 1942 г. группа приступила к изучению проблем организации транспортировки кузнецких углей на Урал и в Европейскую часть СССР, совершенствованию транспортной сети Казахстана.
В 1944 г. группа была преобразована в сектор экономических исследований УФАН. Сотрудники сектора занимались вопросами экономики промышленности (в основном чёрной металлургии), статистики и экономической географии, курировали такие сферы, как экономика и организация производства в рудной промышленности, технология горных работ, геология. Кроме того, сектор анализировал проблемы экономики и организации труда в сельском хозяйстве, вопросы экономической географии и картографии, а также экономики химической и коксохимической промышленности. Помимо этого сектор постепенно становится центром координации экономических исследований в регионе. Совместно с учёными Уральского политехнического университета обсуждались проблемы специализации и координации работы уральских машиностроительных заводов. Кафедры УПИ, Молотовского государственного университета и НИИ «Ураллеспроект» участвовали вместе с сектором в работе по изучению производительных сил Северного Урала.
В 1951 г. сектор преобразуется в Отдел экономических исследований УФАН. Первоначально сотрудники отдела сосредоточили свои усилия на проблеме специализации и кооперирования в машиностроении. При значительной дифференциации уральского машиностроительного комплекса в отраслевом разрезе явно недостаточно была развита подетальная специализация. Отдел разработал конкретные предложения по обогащению структуры уральского машиностроения за счёт создания районных комплексов смежных производств, включавших в себя несколько групп предприятий. Немаловажное значение для дальнейшего развития уральского машиностроения имела также проблема размещения предприятий отрасли внутри экономического района. Актуальность и необходимость проработки этих проблем была подтверждена в ходе развернувшейся в конце 1950-х годов перестройки управления промышленностью и строительством по территориальному принципу и создания административно-хозяйственных районов с совнархозами во главе.
1950-е годы стали также периодом формирования многих новых направлений экономических исследований. Анализ проблем комплексного использования сырья для ведущих отраслей уральской промышленности обусловило потребность в изучении сырьевых ресурсов северных районов Урала и прилегающих территорий Западной Сибири. Сотрудники Отдела подготовили обоснование строительства Урало-Печорской железной дороги, определили условия эксплуатации имеющихся в регионе железорудных месторождений. С 1956 г. осуществлялась работа по экономической оценке топливных, железорудных и водных ресурсов Большого Урала, по определению экономической эффективности комплексного использования сырья в чёрной и цветной металлургии и т.д.
Основным научным направлением деятельности Отдела в 1960-е годы являлась разработка проблем комплексного развития производительных сил и повышения эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса Уральского экономического района (УЭР). Исследования проводились в первую очередь в рамках разработки предложений к Генеральным схемам развития и размещения производительных сил СССР и РСФСР. Особое место в этом направлении занимала подготовка рекомендаций по определению экономической эффективности территориально-производственных комплексов и экономической оценке факторов размещения и специализации промышленных узлов Урала.
Первой крупной разработкой образованного на базе Отдела экономических исследований УФАН Института экономики УНЦ АН СССР стала «Общая концепция развития производительных сил УЭР на период до 1990 года». За ней последовали «Основные направления и Предложения к генеральной схеме развития производительных сил УЭР на период 1976-1990 годы», аналогичные исследования в региональном разрезе – по Оренбургской и Свердловской областям, а также на уровне крупных городов, производственных объединений и предприятий. По результатам этой работы были подготовлены и изданы «Методические рекомендации по долгосрочному перспективному планированию комплексного развития народного хозяйства области, края, автономной республики». Впервые в планово-экономической литературе в них рассматривались методологические принципы, цели и задачи, состав и структура, формы и показатели, организация и последовательность осуществления работ по средне- и долгосрочному планированию экономического развития крупных регионов. За эту разработку институт экономики УНЦ АН СССР был награждён дипломом ВДНХ СССР I степени. Всего с 1975-го по 1991 гг. Институт экономики девять раз был удостоен чести принять участие в работе Выставки достижений народного хозяйства в Москве. Учёные института за свои разработки получили в общей сложности 191 медаль ВДНХ СССР, в том числе 11 золотых, 70 серебряных и 110 бронзовых.
Затем Госплан СССР признал целесообразным разработать Целевую комплексную программу «Интенсификация промышленного производства Урала» как составную часть Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. Впервые в практике отечественной науки функция головного разработчика государственной народнохозяйственной программы была возложена на региональное научное объединение – Уральский научный центр АН СССР, при этом научно-методическое руководство всей работой осуществлял Институт экономики УНЦ АН СССР. В процессе подготовки проекта программы интенсификации широко использовались результаты научных разработок, проведённых центральными и местными академическими и отраслевыми научно-исследовательскими институтами, материалы хозяйственных и плановых органов. Подготовка проекта также сопровождалась выработкой предложений по Уральскому экономическому району для Комплексной научно-технической программы СССР на 20 лет (1986-2005 гг.) и Генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР на 15 лет (1986-2000 гг.).
В 1991-2000 гг. в центре внимания коллектива института оказалось изучение социально-экономических последствий первого этапа макроэкономических реформ, разработка стратегии и методов адаптации региональной экономики к рыночным условиям хозяйствования. Особое значение придавалось общей оценке экономической ситуации в регионе, выявлению результативности преобразований, оценке факторов, тормозящих процессы активизации хозяйственной деятельности на новой рыночной основе, доведению до практического использования предложений и рекомендаций по углублению и развитию реформы на региональном уровне. Институт работал в рамках программ фундаментальных исследований «Научные основы управления экономикой. Межреспубликанские экономические отношения: анализ, прогнозирование, регулирование» и «Механизм перехода к рыночной экономике. Формы и методы управления многоукладной экономикой Российской Федерации». Помимо этого, к числу наиболее важных и практически значимых тем принадлежала разработка Концепции программы «Научные и технико-экономические основы структурной перестройки народного хозяйства Уральского региона с приоритетным решением социальных и экологических проблем».
Институтом был предложен вариант концепции управления и самоуправления на уровне крупных экономических районов. По поручению правительства страны был подготовлен и разослан во все административно-территориальные образования России научный доклад «Правовые и организационные основы образования региональных ассоциаций», в котором сформулированы принципы и механизм ассоциирования территорий в условиях нарастающих процессов самодеятельной интеграции территорий различного уровня. Одним из результатов этой работы стало создание успешно работающей Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Урала.
Большую ценность имел анализ тенденций, закономерностей и последствий изменения структуры хозяйственного комплекса старопромышленного региона при переходе к рыночным отношениям. Научный доклад с предложениями по углублению и развитию экономической реформы по важнейшим ее направлениям институт представил в Отделение экономики РАН, Правительство Российской Федерации, в Высший экономический совет России, а также главам правительств и администраций, руководителям органов законодательной власти всех республик и областей Урала. Рекомендации института по вопросам планирования и управления, хозяйственного механизма предприятий в условиях адаптации их к рыночной среде, предложения по реструктурированию приватизированных предприятий, формированию новых организационно-правовых форм хозяйствования нашли широкое применение на предприятиях Урала, в том числе в самых разных сферах: в промышленности, АПК, на транспорте, в торговле, здравоохранении, образовании, обслуживании населения и др.
С 1995 г. коллектив института сконцентрировал усилия на разработке теоретических и методологических основ региональной политики и местного самоуправления, прогнозировании и стратегическом планировании социально-экономического развития территорий разного уровня, анализе структурных, институциональных и инновационных преобразований в экономике территориальных систем, а также на обосновании механизма экономической безопасности и социальной стабильности.
Во второй половине 1990-х годов был завершён первый цикл многолетних исследований по теоретико-методологическим и методическим основам инновационной деятельности. Была доказана необходимость перехода народного хозяйства как России в целом, так и её регионов на инновационный путь развития. Была разработана стратегия инновационного развития Свердловской области и Уральского федерального округа (УрФО). Особый акцент сделан на проблемах модернизации экономики на основе использования уникальных наукоёмких технологий, позволяющих создавать конкурентоспособную на внешних рынках продукцию. Также шло накопление аргументации в пользу необходимости создания в рамках УрФО сети технополисов, наукоградов и технопарков как центров инноваций и поддержки субъектов инновационной деятельности.
В первой половине 2000-х годов в качестве основных научных направлений деятельности Института были определены: разработка научных основ государственного регулирования экономики региона; развитие теории и методов экономико-математического моделирования региональных систем; анализ и прогнозирование институциональных преобразований на региональном, территориальном и микроэкономическом уровнях; разработка теории и мониторинга экономической безопасности и социальной стабильности регионов; развитие теории и методологии стратегического планирования социально-экономического развития территорий разного уровня. Институт принимал участие в выполнении исследований по нескольким федеральным целевым программам, таким, как «Топливо и энергия», «Перспективы научно-технологического развития», «Уничтожение химического оружия», «Обеспечение населения России питьевой водой» и др.
Характерной особенностью работы института в начале нового столетия стала ориентация на гуманитарную составляющую анализируемых проблем. Больше внимания стало уделяться вопросам социальной политики, включая определение стратегических целей, постановку задач, определение приоритетов и принципов её проведения в посткризисный период. Особое место в работе института заняли исследования, связанные с экологической проблематикой, в частности – возможности практического применения экономического механизма природопользования и природоохранной деятельности в целях достижения устойчивого развития региона, включая комплексную эколого-экономическую оценку природно-ресурсного потенциала территории и определение на её основе эффективных направлений его использования.
Почти три десятка последних лет Институтом экономики УрО РАН бессменно руководил Александр Иванович Татаркин, академик РАН, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники 1999 и 2015 гг. (в настоящее время – Научный руководитель института).
Сегодня в ИЭ УрО РАН работают (с совместителями) 272 человека, в том числе - 143 научных сотрудника. Из них – 1 академик, 1 член-корреспондент РАН, 53 доктора наук и 79 кандидатов наук. В составе института имеется 5 филиалов: Курганский, Оренбургский, Пермский, Челябинский, Удмуртский. Среди научных учреждений, подведомственных ФАНО России, институт имеет стабильно высокие рейтинги по редакционной деятельности, публикационной активности, другим основным позициям и показателям НИР. А четыре сотрудника Института экономики УрО РАН (академик РАН А.И.Татаркин, член-корреспондент РАН Е.В. Попов, д.э.н. О.А.Романова, д.э.н. А.А. Куклин) входят в состав «золотого рейтинга» 500 экономистов России по академической активности и популярности. В институте функционируют две официально признанные научные школы под руководством академика РАН А.И. Татаркина А.И.: «Уральская научная школа региональной конкурентоспособности НШ-1182.2014.6»; «Развитие региональных и локальных социально-экономических систем» – (сертификат РАЕН № 00881, 2014 год);
Сегодня Институт экономики Уральского отделения РАН соответствует всем требованиям, установленным Правилами оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения (постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312), предъявляемым к Первой категории научных организаций – «лидеров».
По итогам мониторинга и результативности деятельности научных организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций России, Институт экономики УрО РАН занимает ведущее место среди организаций по референтной группе: экономические науки и экономическая география (проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2013 года № 979). Институт также является участником Национального реестра «Ведущие научные организации» за 2015 год (Свидетельство № 10028, выдано 25 апреля 2016 года) и инновационного территориального кластера Свердловской области – Титановый кластер Свердловской области ( Сертификат № ЕЛ-15/024 от 10 июля 2015 года).
Институт экономики УрО РАН имеет лицензию на образовательную деятельность (регистрационный номер № 2823 от 26 апреля 2012 г.); является правообладателем товарного знака обслуживания (Свидетельство № 502476, срок действия до 21 августа 2022 года); учредителем журнала «Экономика региона» (свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ № ФС77-64999 от 4 марта 2016 г.); журнала R-Economy (свидетельство ПИ № ФС77-61272 от 6 апреля 2015 г.), журнала экономической теории (свидетельство ПИ № ФС77-24862 от 30 июня 2006 г.). Журналы соответствует всем академическим нормам качества и включены в международную базу банных Skopus. Функционирует общеинститутский банк научно-технической информации, а также официальный веб-сайт Института http://www.uiec.ru, мониторинг НТИ координируется советом по информационной политике.
В ИЭ УрО РАН проводятся исследования в соответствии с основными направлениями Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 гг., направлениями НИР, утвержденными распоряжением Правительства РФ № 2237-р от 23.12.2012 г. и Уставом института. ИЭ УрО РАН принимает активное участие в выполнении трех проектов подпрограммы Президиума РАН «Фундаментальные проблемы региональной экономики»: региональная экономика институтов инновационного развития; сценарные подходы к реализации уральского вектора освоения и развития российской Арктики в условиях мировой нестабильности; прогнозная оценка приоритетных направлений модернизации уральского старопромышленного региона для расширения импортозамещения.
В институте выполняются исследования по грантам различных международных и российских фондов, государственных органов управления РФ и других структур. Важнейшим направлением деятельности Института является повышение практической значимости научных исследований, доведение их до внедрения в хозяйственную практику России, Урала и его территорий, отдельных хозяйствующих субъектов. Интеграция с вузовской и отраслевой наукой, содействие становлению и развитию наукоемких производств относятся к числу основных уставных задач института. Постоянно ведутся научно-методические и практические работы для органов власти субъектов РФ и муниципальных образований по разработке стратегий и программ социально-экономического развития, технологической модернизации производственных комплексов, формирования инновационной инфраструктуры и др., принимает участие в подготовке аналитических материалов и докладов для аппарата полномочного представительства Президента РФ в Уральском федеральном округе.
Результаты исследований получили широкую апробацию в разработке: Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области до 2015 г.; Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2020 г.; Стратегии развития города Екатеринбурга до 2020 г.; модельного закона «О региональной промышленной политике Свердловской области»; программы по развитию кооперации в Свердловской области до 2020 г.; методического инструментария и организации мониторинга социально-трудовой сферы Свердловской области; Схемы размещения объектов модернизации и нового строительства в Свердловской области на период до 2020 года; Концепции кластерной политики Свердловской области до 2020 г.; Программы модернизации и создания новых рабочих мест на территории Свердловской области на период до 2020 года"; Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области на период до 2020 г. (2014 г.) и др.
Сотрудники ИЭ УрО РАН принимали участие в международных программах по линии ЮНЕСКО, ЕЭС, TASSIS, EBES, в мероприятиях с Хьюстонским университетом, Университетом штата Канзас-Сити (США), Марбургским международным концерном по текстильной промышленности (Бельгия), Хельсинским университетом по повышению наукоемкости производства, с Кейптаунским университетом (ЮАР), Харбинским университетом (КНР), АОН при ЦК КПК (г. Пекин и других. Значительно расширилась география международного сотрудничества ученых института с Братиславским университетом им. Коменского; Институтом экономики Национальной академии наук Беларуси; с Республиканским казенным государственным предприятием (РГКП) «Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова» (Казахстан), АО «Институт экономических исследований» (Казахстан); торгово-экономическим институтом Шихэцзыского университета (КНР); Валенсийским университетом (Испания), Государственным университетом г. Урумчи (КНР), с TauLynn Mining (Канада), Манчестерским Метрополитен Университетом (Великобритания), Техническим университетом – горной академией (г. Фрайбург, ФРГ), Институтом Национального Развития при Администрации Президента Монголии и Монгольской Академией наук, Институтом экономических исследований Университета Хитоцубаши (г. Токио, Япония) и др.
Институтом регулярно проводятся международные научные мероприятия (симпозиумы, конференции и круглые столы). Сотрудники Института проходят научные стажировки в университетах Франции, США, Финляндии, Великобритании, Германии, Испании и являются членами международных научных организаций.
ИЭ УрО РАН выступает инициатором и организатором многих научных мероприятий разного уровня. В сфере интеграции академической и вузовской науки удалось расширить научные и образовательные контакты с университетами Екатеринбурга, Вологды, Калининграда, Перми, Челябинска, Оренбурга, Ижевска, Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Сыктывкара, Саратова и других городов. Совместно с университетами выполняются научные исследования, организуются международные и всероссийские конференции, издаются сборники научных трудов, проводятся конкурсы научных проектов.
Институт проводит активную работу по подготовке высококвалифицированных научных кадров через магистратуру (на базе созданных научно-образовательных центров, базовых кафедр, лабораторий), аспирантуру и докторантуру. Только сотрудниками института за период 2010-2015 гг. защищена 21 диссертационная работа, в том числе 4 докторских и 17 кандидатских. По окончании аспирантуры наиболее перспективным молодым ученым создаются все возможности для продолжения научных исследований в профильных научных подразделениях.
Источник: сайт Института архитектуры и градостроительного развития ВолгГАСУ