ЕКАТЕРИНБУРГ. Представители бизнес сообщества региона отметили, что проект бюджета Свердловской области на 2018 год хорошо сбалансирован, профессионально сверстан и имеет ярко выраженную социальную направленность. Такие выводы сделаны по итогам публичного обсуждения основного финансового документа Среднего Урала с предпринимательским сообществом.
Мероприятие, организованное Минфином региона и представительством Агентства стратегических инициатив (АСИ) в УрФО при поддержке всех деловых союзов Свердловской области, объединило предпринимателей из Екатеринбурга и муниципалитетов региона, представляющих малый, средний и крупный бизнес, представителей науки и органов власти.
Бизнес-чтения бюджета с предпринимателями проходят в Свердловской области в третий раз и становятся традиционными. Формат деловой игры неслучаен: такой подход дает возможность не только понять основные механизмы формирования бюджета, но и попробовать самостоятельно с помощью специально разработанный для этого случая он-лайн программы «подвигать» основные статьи расходов, предложить свои бюджетные приоритеты и высказать свое мнение относительно представленного финансового документа.
«Считаю хорошо, что бюджет отражает затраты на подготовку к чемпионату мира по футболу – это важно и для нас, предпринимателей. Нам нужно создать хорошее впечатление о своем городе. Сюда приедут туристы, регион станет более узнаваемым, значит, мы сможем рассчитывать на дополнительный приток инвестиций, это хорошая возможность для развития новых бизнес проектов. Для меня, как для отца двоих детей также важна и социальная направленность бюджета и то, что в Свердловской области будут переходить на обучение детей в одну смену, строить новые школы», – поделился генеральный директор «Матрица» Константин Перминов.
По мнению Олега Мошкарева, директора по развитию ГК «Аверс-СК», «очень правильно, что предпринимателей приглашают к обсуждению бюджета, это полезно и такую традицию необходимо сохранять. Сегодня мы увидели, что такое защищенный и сбалансированный бюджет и хотим продолжить работу в согласительных комиссиях Заксобрания региона».
Среди вопросов, которые подняли предприниматели в ходе бюджетных слушаний, возможность увеличения прямых субсидий для промышленности и бизнеса, в первую очередь на модернизацию и приобретение основных средств, поддержка НИОКР, строительство жилья для медицинских работников в сельской местности и многие другие.
«Бюджет Свердловской области представлен профессионально и качественно. И предприниматели предложили сегодня в первую очередь подходы, направленные на расширение налоговой базы. Мы также планируем продолжить работу в согласительных комиссиях областного парламента», – отметила бизнес - обдусмен Свердловской области Елена Артюх, выступавшая за команду представителей малого бизнеса.
«Предложения, прозвучавшие сегодня, здравые, грамотные и достойные дальнейшего обсуждения с законодателями», – резюмировала по итогам бизнес-слушаний вице-губернатор – министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко.
Бизнес-чтения бюджета становятся традиционными, бизнес может участвовать в бюджете развития, потому его представителям важно понимать, каковы правила и механизмы, в каких госпрограммах могут участвовать предприниматели. А потом бизнес – это не только люди, которые делают деньги, но и те, кто живет в регионе, им интересно, на что идут налоги, сколько детских садов и школ будет построено, где пройдут новые дороги. Важно и то, что значимые предложения предпринимательского сообщества слышат представители органов власти и учитывают при формировании бюджета», – отметил руководитель представительства АСИ в УрФО Даниил Мазуровский.
Напомним, законопроект об областном бюджете Свердловской области на 2018 год и плановый период принят Заксобранием региона в первом чтении. Сейчас основной финансовый документ Среднего Урала широко обсуждается общественностью.
Источник: Департамент информационной политики губернатора Свердловской области
ЕКАТЕРИНБУРГ. Почти 60 миллионов рублей инвестирует Свердловский венчурный фонд в три проекта: создание блокчейн-платформы, развитие производства биомикрогелей и производство кожухотрубных теплообменников. Такое решение было принято на заседании наблюдательного совета фонда. Все проекты являются наукоёмкими и воплощают собственные разработки компаний.
«Развитие высокотехнологичных проектов – это федеральный тренд, который мы не просто декламируем, а воплощаем в жизнь, в том числе через Свердловский венчурный фонд. Подобные предприниматели не просто обеспечивают рабочими местами население, хотя это тоже немаловажно, они повышают имидж нашего региона, это наш интеллектуальный капитал, который должен приумножаться», – прокомментировал первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Орлов.
Блокчейн-платформа – информационная система для выполнения различных функций региональной и муниципальной власти – будет создаваться компанией «Сапфир». Свердловский венчурный фонд вложит в данное направление 19,8 миллионов рублей.
Предприятие «Биомикрогели» занимается разработкой и производством безопасных реагентов на основе природных полисахаридов, которые применяются для очистки воды, почвы от нефтепродуктов, а также как добавка или основа для моющих средств. На развитие проекта компания получит инвестиционный заём в размере 23,4 миллиона рублей.
Третья компания, в которой станет инвестором венчурный фонд Свердловской области, – это «НЕКСАН». Предприятие разработало уникальный теплообменный аппарат, обладающий повышенной износостойкостью, высоким коэффициентом теплопередачи, при этом габариты устройства и масса ниже, чем у аналогичного оборудования. Проект включает запуск мелкосерийного производства и его последующее масштабирование. В данный проект венчурный фонд направит инвестиции в размере 15 миллионов рублей.
«Когда в 2014 году мы договорились с Российской венчурной компанией, которая курирует деятельность региональных венчурных фондов, что мы будем работать по иным правилам, чем работают другие, было много сомнений у всех. Тогда нам принципиально не выделили дополнительных средств из бюджета. Мы проработали три года, и признанием эффективности нашей работы со стороны регионального правительства можно считать то, что осенью этого года нам выделили дополнительно 34,8 миллиона рублей из областного бюджета. Именно благодаря этому, сегодня у нас есть достаточный объём ресурсов для инвестирования во все данные проекты», – отметил заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, курирующий деятельность венчурного фонда Илья Сулла.
Напомним, Свердловский венчурный фонд был создан в 2006 году с участием Минэкономразвития РФ и правительства Свердловской области по модели государственно-частного партнерства. С конца 2014 года венчурный фонд начал реализовывать новую инвестиционную программу. Отличительной особенностью стала возможность инвестирования в компании напрямую, без создания закрытого паевого инвестиционного фонда. За время реализации новой программы фонд проинвестировал восемь проектов на общую сумму 156,5 миллионов рублей (без учета вышеперечисленных), капитализация фонда на сегодняшний день составляет 235 миллиона рублей.
Источник: Департамент информационной политики губернатора Свердловской области
ЕКАТЕРИНБУРГ. В уральской столице завершил свою работу Общероссийский форум стратегического развития «Города России 2030: перекрестки возможностей». В мероприятии приняли участия представители федеральных экспертных и исследовательских организаций, областные министры, главы городов, чиновники других уровней власти, ученые, представители общественности, а также зарубежные эксперты
Форум был призван обеспечить взаимосвязи федеральных, региональных и муниципальных документов стратегического планирования (стратегия города-региона-макрорегиона-страны), поделиться опытом реализация федеральных приоритетных стратегических проектов на муниципальном уровне, обозначить назревшие проблемы. Участники Общероссийского форума стратегического развития «Города России 2030: перекрестки возможностей» обсудили также конкретные вопросы развития городских территорий, модернизации промышленности мегаполисов, проблемы моногородов, гармонизации городской среды, экологии и транспортной сети.
Участие в пресс-конференции, анонсировавшей проведение общероссийского форума стратегического развития «Города России 2030: перекрестки возможностей» приняли участие член Совета Федерации Аркадий Чернецкий, первый заместитель руководителя администрации губернатора Свердловской области Вадим Дубичев, первый заместитель главы администрации Екатеринбурга Алексей Кожемяко, заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Андрей Корюков, вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Александр Макаров.
"Ученые Института экономики Уральского отделения Российской академии наук разработали для Екатеринбурга 66 концепций развития — по одной для каждого жилого микрорайона", - рассказал А.Корюков. По его словам, «совместно с Институтом экономики УрО РАН мы представим достаточно уникальный проект — концепцию стратегического развития города Екатеринбурга до 2030 года, и самое интересное, что, наверное, еще ни один из городов не сделал: эта концепция сделана с точки зрения того, чтобы они выровнялись в своих показателях, в социальных направлениях, как центральная часть, так и периферийная», — рассказал.
По словам заведующей отделом региональной промышленной политики и экономики безопасности Института экономики УрО РАН, профессора РАН Виктории Акбердиной, подобные проекты уже реализовали в Москве и Перми. Однако там разрабатывали концепции для административных районов.
В докладах на пленарном заседании звучали заявления о том, что трудоспособное население в городах, особенно малых, сокращается, что к 2030 году может привести к необратимым последствиям для муниципальных экономик. Так, по словам министра экономического развития Челябинской области Сергея Смольникова, к 2035 году население сократится на каждого 10 жителя от ныне существующего количества. А трудоспособное население уменьшится на треть. Ответом на эти вызовы он предложил агломерацию. Так как малонаселенные города, скорее всего, исчезнут, останутся только те, где будет проживать не менее 100 тысяч человек. Как он отметил, нет смысла вытягивать слабые города, надо помогать сильным. В качестве примера он привел Златоуст и Миасс. Оба этих города включают в себя 230 бизнесов. Это больше, чем в 14 других малых городов Челябинской области.
Похожие тезисы высказал заместитель главы администрации города Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Андрей Корюков. По озвученным им прогнозам, если тенденция по сокращения населения останется прежней, то к 2030 году в Екатеринбурге будет проживать только 1,5 миллиона человек, из них только половина – трудоспособное население. Однако, если прирост будет по 12 тысяч человек в год, то эта цифра может варьироваться от 1,8 до 2,1 миллионов человек. 30% будут составлять люди в возрасте 25-29 и столько же люди в возрасте 30 до 39 лет.
Бывший глава города Екатеринбурга и ныне член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Аркадий Чернецкий начал свое выступление со слов, что пессимист – это хорошо информированный реалист. Он назвал себя реалистом и выступил с критикой политики федеральной власти по отношению к муниципалитетам. Он заявил, что ныне существующий стратегический план Екатеринбурга уже практически исчерпал свой потенциал. А чтобы создавать новую стратегию, необходимо больше свобод для муниципальных образований. Но законы последних лет сильно их ограничили, так что у городов теряется стимул для стратегического развития. Он призвал пересмотреть 131-й закон о местном самоуправлении, вернуться на практике к конституционному пониманию муниципального уровня власти и включить в закон понятие «городская агломерация», так как это естественный процесс сращивания городов.
Источники: газета «Уральский рабочий», УралБизнесКонсалтинг, соб. инф.
МОСКВА. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с компанией Bayer представляет данные четвертого ежегодного опроса «Bayer Барометр», посвященного исследованию мнения россиян об определенных факторах качества жизни.
Hа протяжении последних трех лет приоритеты россиян остаются неизменными. ТОП-6 составляющих качества жизни (из 14 тестируемых) для россиян – это здоровье, безопасность, стабильный заработок, экология, качество и доступность продуктов питания, а также доступность медицинской помощи: среднее значение важности этих показателей для опрошенных составляет 4,61 и более из 5. В то же время, оценки удовлетворенности этими характеристиками находятся в пределах от 3,1 балла (для критерия доступности медицинской помощи) до 3,75 баллов (для критерия безопасность) из 5.
В целом все тестируемые критерии преодолели пороговое значение «удовлетворенности» – 3 из 5 баллов. Аутсайдеры рейтинга - экология, развитость коммунальной инфраструктуры и доступность медицинской помощи. Безоговорочный лидер в рейтинге удовлетворенности - информационная доступность: наличие телефонии и Интернета (4,73 балла).
Сводный индекс удовлетворенности качеством жизни*, рассчитанный на основе приведенных оценок, в 2017 г. составил 61 п. из 100 возможных, т.е. в пределах средних значений. Максимальные значения индекса - среди молодежи до 34 лет включительно – более 64 п. и высокодоходной аудитории – более 69 п.; минимальные – среди граждан предпенсионного и пенсионного возраста (58-59 п.) и низкодоходной аудитории (51 п.).
Самая важная, по мнению россиян, характеристика качества жизни – здоровье – слагается в первую очередь из эмоционального состояния (32%), экологической обстановки (28%), доступности квалифицированной медицинской помощи (24%) и качества продуктов питания (24%).
В условиях ухудшения финансового положения россияне в первую очередь готовы скорректировать расходы на покупку одежды, мебели, бытовой техники (61%), минимизировать траты на досуг (52%), занятия спортом и фитнесом (51%). Скорее без изменения останутся такие статьи расходов, как оплата коммунальных услуг и покупка лекарственных препаратов – экономию по ним допускают только 9% и 5% соответственно. В то же время при выборе лекарственных средств россияне несколько чаще экономят: 47% опрошенных предпочитают покупать более дешевые аналоги лекарственных препаратов, а оригинальным лекарственным средствам отдают предпочтение 41%. При этом более половины приверженцев оригинальных лекарств (59%) не перейдут на более доступные аналоги ни при каких обстоятельствах.
Большинство опрошенных, как и в 2014–2016 гг., при выборе сельскохозяйственной продукции отдают предпочтение отечественному производству (77% в 2017 г.); только 2% респондентов ответили, что скорее приобретут импортные овощи и фрукты. Не имеет значение страна производства для 19% граждан.
С мнением о том, что безопасную сельхозпродукцию можно получить только с использованием химических средств защиты растений, сегодня соглашаются 16% россиян. Чуть выше эта доля среди молодежи и сельчан (по 20%). Большинство же наших сограждан (73%) придерживаются «консервативной» точки зрения, полагая, что сельхозпродукция будет безопасной только в случае, если никакие химические средства защиты растений применяться не будут.
*Сводный индекс удовлетворенности качеством жизни представляет собой усредненную оценку, учитывающую степень удовлетворенности тестируемыми критериями и ее вес (значимость) в общей номенклатуре факторов, определяющих качество жизни. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значения от 0 до 100.
«Bayer Барометр» – это исследовательский и социальный проект, направленный на изучение различных аспектов качества жизни в России. Проект стартовал в 2014 году по инициативе международного концерна Bayer и проводится совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В рамках проекта запланировано также проведение круглых столов, общественных дискуссий, направленных на развитие таких сфер, как здравоохранение, сельское хозяйство.
Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен по заказу концерна Bayer 11-13 июля 2017 г. в рамках проекта «Bayer Барометр». В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1800 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.
Источник: ВЦИОМ
МОСКВА. Несмотря за заявляемую активную господдержку малого и среднего бизнеса, фактические темпы роста числа небольших предприятий в РФ крайне низки. Такой вывод сделали эксперты Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), проанализировав реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Этот реестр, напомним, с августа 2016 года ведет Федеральная налоговая служба. По состоянию на 10 октября 2017 года число субъектов МСП за год выросло всего на 1,3% — с 5,727 млн до 5,801 млн.
Самые высокие темпы роста — в Центральном федеральном округе (плюс 3,4%), здесь традиционно сконцентрирована большая часть предприятий (1,77 млн). Рост выше среднего также в Северо-Западном (плюс 2,1%) и Южном (плюс 1,8%) округах. Снижение числа субъектов МСП — в Северо-Кавказском (минус 1,8%), Дальневосточном (минус 1,6%) и Приволжском (минус 0,7%) федеральных округах. В разрезе отдельных регионов активнее всего росло количество малых компаний в Москве и Санкт-Петербурге — на 5,2% и 3,8% соответственно.
В целом прибавка достигнута исключительно за счет роста числа микропредприятий (персонал до 15 человек, доход до 120 млн руб. в год) — на 1,5%. Число малых (до 100 работников, доход до 800 млн руб.) и средних предприятий (до 250 работников, 2 млрд руб.) в России сократилось — на 1,6% и 3,4% соответственно. Отрицательная динамика по малым и средним компаниям наблюдалась почти во всех федеральных округах — кроме Южного, Северо-Кавказского и Сибирского (см. диаграмму).
Незначительные темпы прироста сектора в ИКСИ объясняют стагнирующим спросом. «Микробизнес — самая мобильная часть МСП. Микропредприятия легко открыть и закрыть, в ряде случаев у них более упрощенный налоговый режим. Средний бизнес существенно реже подпадает под программы поддержки, поэтому число таких компаний в целом снижается»,— отмечает заместитель начальника отдела аналитических исследований ИКСИ Вера Кононова. Также среди причин слабого роста — низкий уровень развития финансовой системы в регионах, следствием которого становятся проблемы с доступом малого бизнеса к кредитам. По данным ЦБ, на субъекты МСП приходится лишь 16% всех кредитов, выданных банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Источник: газета «КоммерсантЪ»
ЕКАТЕРИНБУРГ. Конференция «Промышленный подход к использованию вторичных ресурсов. Вопросы организации и функционирования отходоперерабатывающих производств» прошла недавно в Екатеринбурге в рамках работы межрегиональной дискуссионной площадки «РосПромЭко».
Напомню, Президент России Владимир Путин поставил задачу создать условия для того, чтобы промышленные предприятия рационально, грамотно обходились с отходами, переходили на замкнутые и безотходные технологии. От этого зависит решение проблем, связанных с экологией и качеством жизни людей. Объявленный Главой государства 2017 год Годом экологии в какой-то степени обеспечил заинтересованность общества, власти, науки и бизнеса в решении проблем экологической безопасности страны.
В Свердловской области по поручению губернатора сегодня разрабатывается комплекс дополнительных мер для стимулирования инвестиционной деятельности в этой сфере. Необходимо вовлекать в оборот все отходы промышленных предприятий с извлечением из них полезных материалов. Ряд предприятий уже включились в эту работу, в частности, СУМЗ уже способен перерабатывать отходов больше, чем производит. Задача всего региона - в течение пяти лет снизить объем накопленных отходов: с 9 миллиардов до 7,5 миллиарда тонн.
Это трудно, но очень важно. Ведь свойство любых отходов – убивать все живое. Поэтому жить с окружаюшей средой в гармонии должно стать внутренней потребностью каждого человека, если хотите – его осознанной необходимостью. Выбрасывать мусор, плодить свалки – все равно, что прощаться с куском собственной территории. Не случайно ведущие государства перерабатывают до 95 процентов своих бытоых и промышленных отходов. Остальные надежно утилизируют. Кроме того, в Израиле, США, Ирландии, Швеции, Сингапуре, Австралии, других странах планеты существуют серьезные штрафы и наказания за распространение мусора, отходов, нерациональное использование природных ресурсов.
А в России? Помнится, еще 9 апреля 1699 г. Петр I издал указ «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». Этот документ предписывал поддерживать чистоту дворов и мостовых, запрещал жителям выбрасывать мусор, а велел вывозить его подальше за город и засыпать землей. Царь был суров, но справедлив: «Кто станет по большим улицам и по переулкам всякий помет и мертвечину бросать, такие люди взяты будут в Земский приказ, и будет им за это учинено наказание - битье кнутом, да с них же взята будет пеня». За повторное нарушение полагалось более строгое наказание: штраф мог составить десять рублей, что по тем временам было очень внушительной, а для кого-то – неподъемной суммой…
Сдается, уроки Петра надо срочно возрождать. Еще с советских времен в нашем государстве мертвым грузом лежат 90 млрд (!) тонн различных бытовых и промышленных отходов, а еще есть так называемые «урановые хвосты». Каждый год сюда добавляется от трех до семи миллиардов тонн мусора, а перерабатывается, в лучшем случае, от 8 до 40 процентов сырья. Самое дикое – Россия ввозит к себе радиоактивные отходы из США, Германии, Японии, других развитых промышленных стран, ее хранилища с этим жутким «добром» уже переполнены, «фонят». Наши свалки, полигоны бытовых и промышленных отходов видны даже из космоса, они растут, как на дрожжах, занимая территорию, на которой разместились бы два таких государства как Израиль и Нидерланды!
Сегодня все граждане страны, независимо от статуса и занимаемой должности, должны понять важность экологических задач, таких сугубо практических вопросов, как алгоритм запуска технологий, позволяющих использовать отходы в качестве сырья для производства товарной продукции, а также, как минимум, кадровое обеспечение и экономическую составляющую формирующихся отходоперерабатывающих отраслей.
Сергей Баженов,
эксперт в сфере региональной экономики,
доктор экономических наук, профессор УрФУ
ЕКАТЕРИНБУРГ. В рамках Первого Международного научно-практического форума «Жилищно-коммунальное хозяйство и качество жизни в XXI веке: экономические модели, новые технологии и практики управления» прошел Круглый стол «Актуальные проблемы реализации концессионных соглашений в ЖКХ».
Модератором круглого стола выступил заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Андрей Кислицын. «Участие в торговле, ЖКХ и образовании принимают все, но понимают, почему система не работает так как должна, немногие», — начал заседание А.Кислицын. Он рассказал о европейском опыте формирования «справедливой цены» на услуги ЖКХ, о создании Жилищного Кодекса РФ и обозначил круг вопросов для обсуждения: «Мы находимся в переходном периоде, когда пытаемся внедрить рыночный подход при государственном регулировании тарифов. Главы муниципалитетов сегодня закладывают основу концессионным соглашениям на ближайшие 15-20 лет».
м
В число участников вошли начальник отдела оперативного контроля, развития коммунальной инфраструктуры и обращения с твердыми коммунальными отходами министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Степан Глазырин, глава Режевского городского округа Алексей Копалов, глава города Каменск-Уральский Алексей Шмыков, заместитель генерального директора АО «Центр компетенций государственно-частного партнерства Игорь Овчинников, региональный директор по работе с органами власти Уральского банка ПАО «Сбербанк» Евгений Порывкин и другие лица, заинтересованные в улучшении системы ЖКХ.
Эксперты обсудили также реализацию концессионных соглашений, поиск источников финансирования. Участники узнали статистику о текущих концессионных соглашениях в Свердловской области, в том числе оценили динамику потерь при оказании услуг ЖКХ и общую удовлетворенность потребителей.
Кроме того, в рамках научно-практического эксперты изучили различные проблемы осмотров, эксплуатации и управления многоквартирными домами. Мастер-классы ориентированы на слушателей, которые уже работают в сфере ЖКХ.
Заместитель исполнительного директора Ассоциации УО «Новое качество», руководитель проекта Центра развития городского хозяйства Национально-исследовательского университета «Высшая школа экономики», ответственный секретарь Комиссии СПК ЖКХ по профессиональным квалификациям в сфере управления и эксплуатации многоквартирных домов Лариса Лапина говорила о технических осмотрах и мониторинге состояния многоквартирных домов. «Технический осмотр и мониторинг технического состояния — это то, с чего должен начинать сотрудник, когда идет осматривать свои дома», — отметила она.
Спикер акцентировала внимание на технической эксплуатации: «Это система комплексных работ, которые проводятся с многоквартирным домом. Его нужно грамотно организовать, чтобы как можно дольше сохранить жизнеспособность элементов дома».
Директор СРО управляющих недвижимостью «Качество. Инновации. Технологии», член экспертного совета Комитета по энергетике Государственной думы РФ Елена Шерешовец затронула актуальные проблемы подготовки к переходу на прямые расчеты за коммунальные услуги и ресурсы.
Исполнительный директор Ассоциации УО «Новое качество», член экспертного совета Комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по ЖКХ и жилищной политике Олеся Лещенко рассказала о едином стандарте управления МКД. Спикер затронула вопросы реализации профессиональных стандартов в сфере управления многоквартирными домами.
Источники: пресс-служба УрГЭУ, соб. инф.