ЕКАТЕРИНБУРГ. Действующие сегодня в Свердловской области инструменты социального партнерства результативны и позволяют своевременно реагировать на возникающие проблемные вопросы. Об этом сообщил первый вице-губернатор Свердловской области Алексей Орлов на недавней научно-практической конференция «100-летие ФПСО. Профсоюзы вчера, сегодня, завтра».
«Мы видим, как социальное партнерство дает возможность урегулировать острые противоречия, принципы такого партнерства выработаны годами и мы будем следовать им и впредь. Профсоюзное движение как в России, так и в Свердловской области имеет большую историю, эта деятельность востребована и должна быть эффективна в любых экономических условиях», – подчеркнул председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.
Отметим, что в рамках социального партнерства в Свердловской области ведется работа по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров, число которых растет. «Благодаря активной позиции Федерации профсоюзов в центре внимания сторон социального партнерства Свердловской области всегда находился вопрос повышения минимальной заработной платы. Подчеркну, что на протяжении последнего десятилетия минимальный размер оплаты труда в нашем регионе опережал среднероссийские значения. Чтобы снизить долю низкооплачиваемой категории работников между правительством региона, Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей и Федерацией профсоюзов подписано соглашение, согласно которому с 1 августа 2017 года минимальная заработная плата в Свердловской области увеличилась», – отметил А. Орлов.
Еще одной формой взаимодействия органов власти с профсоюзами и работодателями является заключение с 1992 года областного трехстороннего соглашения. В соответствии с ним из областного бюджета учреждению дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр профсоюзов Свердловской области» ежегодно предоставляется субсидия на возмещение части расходов по подготовке специалистов по вопросам социального партнерства. Обучение таких специалистов способствует улучшению качества коллективных договоров, что является лучшей защитой трудовых прав работников.
«Продолжается работа Свердловской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Наиболее актуальным сегодня является вопрос просроченной задолженности по выплате заработной платы, который находится на особом контроле губернатора Свердловской области. Таким образом, инструменты социального партнерства в Свердловской области позволяют своевременно реагировать на возникающие проблемные вопросы и принимать соответствующие меры по их решению», – рассказал А. Орлов.
Как сообщил первый вице-губернатор, на фоне рекордно низких темпов инфляции заработная плата в Свердловской области в 2017 году, по предварительным данным, увеличилась на 6,5%, а уровень регистрируемой безработицы снизился. Количество заявленных работодателями вакантных рабочих мест, на сегодняшний день, увеличилось на 15,3 % и составило 30,4 тысячи, что превышает численность зарегистрированных безработных.
«В течение 100-летней истории профсоюзное движение на Среднем Урале всегда справлялось с вызовами времени. И сегодня вместе с нашими социальными партнерами мы готовы эффективно действовать, защищая интересы людей труда», – отметил председатель Федерации профсоюзов Свердловской области, депутат Госдумы РФ Андрей Ветлужских.
Для справки: Федерация профсоюзов Свердловской области – крупнейшая общественная организация Уральского региона и третья по численности в составе Федерации независимых профсоюзов страны
КСТАТИ:
Министерство инвестиций и развития и Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства реализуют проект по созданию Центра инноваций социальной сферы (ЦИСС), задачей которого является поиск перспективных социальных проектов, а в дальнейшем – помощь в их реализации.
«Обычно подобные центры занимаются предоставлением грантов некоммерческим организациям. Мы же хотим построить нашу работу немного в другом направлении: консолидировать усилия по поддержке социальных инициатив и вывести социальные проекты на уровень бизнеса», – отметил директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Евгений Копелян.
Первыми шагами в этом направлении стали старт работы сайта www.social.sofp.ru и организация «мозговых штурмов» в муниципалитетах. Креатив-сессии по поиску социально значимых идей уже прошли в Новоуральске и Каменске-Уральском, а в апреле креатив-сессия пройдет и в Екатеринбурге.
Так, в Каменске-Уральском участие в сессии приняли более 100 человек – представители органов власти, пенсионеры, студенты, предприниматели, СМИ. В итоге было представлено 10 проектов, в частности, по созданию ветеринарного центра, интернет-портала о социальных услугах, обучающего центра для детей инвалидов и другие.
«Социальное предпринимательство в Каменске-Уральском развивается, сегодня 144 человека занимаются такими видами деятельности. Огромный плюс социального предпринимательства в том, что этот бизнес ориентирован на повышение качества жизни людей. Участие Каменска в областном проекте социальных инноваций позволит создать и новые рабочие места, что также имеет для нас важное значение», ― сказал глава Каменска-Уральского Алексей Шмыков.
Отметим, что социальными проектами являются те, что решают социальные проблемы, подразумевают деятельность по оказанию помощи, получая при этом прибыль. К примеру, это услуги сиделок, создание частных домов для пожилых людей, центров по реабилитации или обучению особых детей, организацию социальной столовой, магазина доступной одежды, социальных продуктов, центров по лечению животных и другие проекты.
Источник: Департамент информационной политики губернатора Свердловской облас
МОСКВА. Бизнес недоволен ростом нагрузки по неналоговым платежам и затягиванием принятия закона об их регулировании. Как стало известно, три объединения предпринимателей — РСПП, ТПП и «Опора России» — обратились к главе правительства Дмитрию Медведеву с просьбой поручить Минфину и Минэкономики ускорить внесение в Госдуму давно обещанного им законопроекта. В письме премьеру они также сообщают о критическом отношении к идее включить неналоговые платежи отдельным разделом в Налоговый кодекс.
Напомним, что требуемый закон обсуждается властями уже третий год. Последняя редакция проекта была в целом согласована Минфином и Минэкономики, в сентябре 2017 года он был внесен в правительство. Проект предполагал разнесение платежей на налоговые и неналоговые, содержал процедуры их включения в реестры (если платежа в них нет, он не взимается), определял порядок уплаты и плательщиков.
До принятия закона объявлен мораторий на введение новых платежей. Однако бизнес-объединения указывают, что де-факто он не соблюдается. «На сегодняшний день сохраняется ситуация с введением новых неналоговых платежей и увеличением размеров действующих»,— говорится в письме. Напомним, что к неналоговым платежам относятся, в частности, утилизационный, торговый, экологический сборы. Последняя версия законопроекта предлагала регулировать порядка 50 платежей, в основном установленных на федеральном уровне. Минфин оценивал нагрузку на бизнес от таких сборов в 0,7–0,8% ВВП.
Задержка с принятием закона возникла в том числе из-за появления новой развилки. В феврале на Сочинском форуме Дмитрий Медведев говорил, что регулирование может быть принято в форме отдельного закона либо интегрировано в Налоговый кодекс. «По этому поводу еще будут дискуссии»,— пообещал премьер. Есть и соответствующее поручение — Минфин и Минэкономики вместе с Экспертным советом при правительстве должны были представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в НК.
Однако, по мнению бизнеса, «закатать» все неналоговые платежи в кодекс — это крайность. Глава ТПП Сергей Катырин считает, что это «приведет к росту налоговой и административной нагрузки на бизнес, так как налоговыми органами к плательщикам будут применяться обеспечительные меры, например, приостановление операций по счетам». В письме главы бизнес-объединений отмечают, что погружение платежей в НК затянет процесс их регулирования, поскольку потребует значительной переработки отраслевого законодательства. Кроме того, передача администрирования неналоговых платежей Федеральной налоговой службе займет достаточно много времени и повлечет существенные бюджетные расходы, указывают авторы письма.
Представители ФНС уже высказывали свое отношение к передаче службе таких новых полномочий. В феврале в Совете федерации замглавы службы (на тот момент) Наталья Завилова отмечала, что ФНС не поддерживает такое развитие событий. По ее словам, систематизировать все неналоговые платежи из отраслевых законов по образцу Налогового кодекса невозможно. По словам собеседника в правительстве, гипотетическая передача администрирования неналоговых платежей ФНС могла бы несколько повысить платежную дисциплину бизнеса, но обернулась бы дополнительными бюджетными тратами на увеличение штата службы и потребовала бы существенной перестройки законодательства.
Источник: Коммерсантъ
МОСКВА. В представительстве полномочных представителей Президента РФ в столице России было подписано трёхстороннее соглашение между полпредом Президента РФ в Уральском федеральном округе Игорем Холманских, членом правления РСПП, председателем Координационного совета отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в Уральском федеральном округе Александром Чуваевым и председателем Ассоциации территориальных объединений организаций профсоюзов Уральского федерального округа, депутатом Госдумы РФ Андреем Ветлужских на 2018 – 2020 годы.
Целью соглашения является проведение комплекса мероприятий в области социально-экономического развития федерального округа, в области обеспечения социально-экономических интересов жителей и соблюдение трудовых прав работников, а также в области молодежной политики.
В своем выступлении А. Чуваев отметил, что соглашение создает основу для конструктивного взаимодействия всех участников трудовых отношений – работника, работодателя, государства и профсоюзов. Основные тренды современной экономики – повсеместная роботизация рабочих процессов. В связи с чем, необходимо поощрять развитие бизнеса, модернизацию производства, позволяющее создавать новые, качественные рабочие места, которые требуют от работников профессионализма и знаний.
КСТАТИ:
ЕКАТЕРИНБУРГ. Уральский федеральный университет посетил Андрей Ветлужских — председатель Федерации профсоюзов Свердловской области, депутат государственной Думы и сопредседатель правления московской ассоциации выпускников УПИ, УрГУ и УрФУ.
v
Известный выпускник вуза встретился с ректором Виктором Кокшаровым, а также посетил конференцию трудового коллектива, на которой ему была вручена премия «Признание» за вклад в продвижение университета. Премия учреждена ассоциацией выпускников УПИ, УрГУ и УрФУ.
«Награда от родного вуза всегда очень значима, — заявил Андрей Ветлужских. — Сейчас мы активно обсуждаем, что могут сделать выпускники университета, которые живут в Москве, для достижения главных целей вуза и повышения его глобальной конкурентоспособности. В московской ассоциации выпускников мы сейчас прорабатываем около десяти проектов, которые нуждаются в продвижении на федеральном уровне».
Андрей Ветлужских также высоко оценил коллективный договор УрФУ, с которым ознакомился. «Есть немало организаций, которые бы позавидовали такому соглашению. Желаю всем сотрудникам университета успехов и повышения зарплат», — заявил председатель Федерации профсоюзов Свердловской области.
Напомним, Андрей Ветлужских в 1983 году с отличием окончил Уральский политехнический институт по специальности «инженер-механик» и вошел в число выпускников, внесенных в список «Гордость Уральского политехнического института». В институтские годы был активистом движения студенческих строительных отрядов. После окончания вуза работал мастером цеха Машиностроительного завода имени М. И. Калинина, где был избран комсоргом цеха, а затем — руководителем комсомольской организации завода.
Источники: сайт СОСПП, сайт УрФУ
ЕКАТЕРИНБУРГ. Министерство промышленности и науки Свердловской области на заседании Стратегического совета региона защитило проект концепции промышленного и инновационного развития до 2035 года. Согласно документу объем отгруженных товаров промышленного производства в области должен увеличиться с 1,6 триллиона рублей до 4,3 триллиона рублей.
Как сообщил глава минпромнауки Сергей Пересторонин, ключевыми показателями документа также являются: увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте до 30%, рост производительности труда до 12,9 миллиона рублей на человека, ежегодное поддержание индекса промышленного производства на уровне 107%.
«Цель концепции – развитие базовых и перспективных отраслей промышленности Свердловской области за счет структурных, технологических и продуктовых изменений, направленных на повышение инновационной активности промышленных предприятий и укрепление их рыночных позиций на внутреннем и мировом рынке», – подчеркнул министр.
Он также уточнил, что в концепции выделены три стратегических направления развития: «Рынки», «Наука и инновации» и «Высокая производительность», которые будут реализованы через конкретные проекты. Так, проект «Уральские товары народного потребления» включает в себя создание новейших высокотехнологичных материалов на синтетической основе, например, «умных тканей», из которых будет производиться спецодежда, способная накапливать свет, и использование компонентов обратной медико-биологической связи.
В концепции представлены драйверы развития промышленности с указанием сроков реализации проектов и муниципальных образований, на территории которых будут реализованы проекты, в том числе, в области металлургии, переработки техногенных отходов, производства оборудования для Арктики, инструмента, фармпродукци, беспилотных аппаратов и других.
«Реализация мероприятий, проектов, предусмотренных концепцией, позволит выполнить задачу, поставленную губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым, – повысить уровень промышленного и инновационного развития Свердловской области, вывести наш регион в тройку лидеров России и в дальнейшем удержать эти позиции», – добавил С. Пересторонин.
Члены Стратегического совета дали положительную оценку документу, до этого, проект концепции прошел процедуру общественного обсуждения и был одобрен на заседаниях ряда экспертных советов.
КСТАТИ:
Проект партии «Единая Россия», получивший название «Локомотивы роста», способен объединить передовые промышленные предприятия, конструкторские объединения, научные организации и вузы для решения задачи, поставленной Президентом России, по устойчивому социально-экономическому развитию, технологическому прогрессу и высоким стандартам жизни людей. Об этом заявил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, открывая форум «Локомотивы роста: индустрии будущего» на площадке Уральского оптико-механического завода.
«Формирование нового технологического уклада, инновационный прорыв, на пороге которого стоит Россия, возможен только на основе консолидации всех созидательных сил, политических партий и общественных организаций. И в этом смысле проект ведущей политической силы страны «Локомотивы роста» является одной из основ консолидации. Такая интеграция будет способствовать более эффективному внедрению инноваций, созданию новых предприятий и производств, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции, диверсификации производства на оборонных предприятиях и расширению рынков сбыта продукции уральских предприятий», – сказал губернатор.
По его словам, на этой основе России и ее регионы смогут занять лидирующие позиции в глобальной конкуренции, обеспечивать дальнейший рост качества жизни, реализацию масштабных социальных программ.
Е. Куйвашев отметил, что итоги 2017 года говорят о том, что промышленность Свердловской области переходит на инновационные рельсы развития, демонстрирует способность успешно конкурировать на международном и внутрироссийском рынках.
Так, в регионе сформированы и развиваются промышленные кластеры, ориентированные на развитие наукоемких производств. Работают технопарки, резиденты которых занимаются внедрением новых технологий. В активной стадии находится создание особой экономической зоны «Титановая долина». Задачи по развитию промышленности региона и по обеспечению отрасли высококвалифицированными кадрами отражены в программе «Пятилетка развития», призванной вывести Средний Урал в тройку регионов-лидеров.
Координатор «Локомотивов роста» член генерального совета «Единой России», депутат Госдумы Денис Кравченко напомнил, что проект был инициирован в марте 2017 года. Он призван стать специальным политическим механизмом, который будет способствовать решению задач по развитию промышленности и укреплению отечественной экономики.
«Екатеринбург не случайно выбран местом, где мы начинаем работу. В Свердловской области, регионе с высоким уровнем концентрации промышленного производства и развитием промышленных отраслей, мы намерены отработать технологию отбора и поддержки проектов, чтобы потом продолжить работу в других федеральных округах», – сказал он.
Источник: Департамент информационной политики губернатора Свердловской области
ЕКАТЕРИНБУРГ. Центр инновационного, технологического и социального развития Свердловской области создали на базе Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) в рамках проекта Минобрнауки РФ «Вузы как центры создания пространства инноваций». Об этом сообщил ТАСС во вторник на полях Гайдаровского форума в Москве председатель наблюдательного совета УрФУ, президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Пумпянский.
«В Свердловской области в 2017 году по инициативе УрФУ при поддержке губернатора области и Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей разработана и реализована модель интеграции в рамках реализации проекта «Вузы как центры создания пространства инноваций». Предусмотрено создание Агентства инновационного и технологического развития Свердловской области, Стратегического совета как органов координации развития инновационной экосистемы Свердловской области, а также Центра инновационного, технологического и социального развития Свердловской области на базе УрФУ», – сказал он.
По словам Д. Пумпянского, такая система обеспечит тесное взаимодействие инфраструктур университетов, корпораций и региональную государственную систему поддержки инноваций.
«Международный опыт показывает, что наилучшие результаты достигаются через поддерживаемую государством политику создания инновационных кластеров с привлечением научно-исследовательских, образовательных организаций и структур бизнеса. Все крупнейшие и наиболее успешные мировые инновационные кластеры созданы при активном участии крупных университетов», – сказал он.
Приоритетный проект Минобрнауки РФ «Вузы как центры пространства создания инноваций» утвержден в 2016 году и рассчитан до 2025 года. Он предполагает создание не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития, а также не менее 60 инжиниринговых центров.
Напомним, Гайдаровский форум – ежегодная международная научно- практическая конференция в области экономики, проводится с 2010 года. Организаторами форума являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), Институт экономической политики им. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.
Источник: ТАСС
ЕКАТЕРИНБУРГ. В Свердловской области в 2017 году удалось существенно сократить административную нагрузку на предпринимателей со стороны органов контроля. Так, по сравнению с 2016 годом на 30 процентов сократилось количество проверок, проведенных региональными органами контроля – с 10 до 7 тысяч. Таковы первые результаты реформы контрольно-надзорной деятельности, которая проводится на Среднем Урале.
Напомним, реформирование контрольно-надзорной сферы – один из стратегических приоритетных проектов Президента Российской Федерации. Ключевой курс реформы – максимальная открытость контрольных органов. В рамках реформы в Свердловской области внедряется целевая модель осуществления контрольно-надзорной деятельности. Мероприятия реформы проходят в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом и находятся на постоянном контроле губернатора Евгения Куйвашева.
Как уточнила исполняющая обязанности министра экономики и территориального развития Татьяна Гладкова, в 2017 году были завершены все нормативно-правовые аспекты, утверждена методика и порядок оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности с показателями по всем видам контроля. По семи приоритетным видам контроля реализован переход на риск-ориентированный подход, снижающий число проверок.
В 2017 году реализован переход на межведомственное информационное взаимодействие региональных и муниципальных органов контроля. Ведомства подготовили и разместили на своих официальных сайтах типовые случаи причинения вреда и угроз причинения вреда, разработали проверочные листы. Проверочный лист – это перечень вопросов, ответив на которые предприниматель может предварительно понять соответствуют ли его действия требованиям законодательства. Контрольные органы с текущего года при плановых проверках будут использовать такие документы.
Первый вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Михаил Черепанов отметил необходимость апробации проверочных листов контрольными органами при проведении плановых проверок в 2018 году. Такая работа уже запланирована органами регионального контроля на текущий год и включена в сводный план мероприятий.
Благодаря инициативе экономического ведомства, поддержанной руководством региона, Свердловская область входила во все «пилотные проекты» Минэкономразвития России и Минкомсвязи России по реформе контроля.
В текущем году значительное внимание будет уделено усилению профилактической составляющей контроля, в том числе публичным мероприятиям, запланирована апробация новой системы оценки эффективности и результативности контрольной деятельности. Как уточняют в экономическом ведомстве, реализация всех перечисленных мероприятий позволила существенно сократить административную нагрузку на предпринимателей со стороны органов контроля в 2017 году. Так, теперь предприниматели не обязаны предоставлять 34 вида документов в региональные органы контроля и 46 видов документов – в органы местного самоуправления, они будут запрашиваться по каналам межведомственного взаимодействия.
Первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Орлов высоко оценил результаты работы и отметил, что опыт Свердловской области может стать одной из ведущих практик по внедрению целевой модели в других регионах страны. С 2018 года реформа контрольно-надзорной деятельности на региональном уровне в России будет осуществляться в рамках приоритетного регионального проекта.
А В ЭТО ВРЕМЯ…
Каждая десятая жалоба в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей Свердловской области связана с незаконным уголовным преследованием бизнеса со стороны правоохранительных органов. Эта тенденция продолжается не первый год и совпадает с общероссийской: в целом по стране в 2017-м возбуждено более 240 тысяч уголовных дел в отношении предпринимателей - на 20 процентов больше, чем годом ранее. Юристы и омбудсмены единодушны: давление на бизнес со стороны контролирующих органов и силовых структур нарастает.
Как отмечает свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх, причиной привлечения к уголовной ответственности нередко становится конкурентная борьба: силовиков может натравить один из собственников бизнеса или участник торгов, стремящийся устранить соперника. При этом претензии порой вообще не обоснованны, о чем говорит тот факт, что до судов доходит порядка 15 процентов уголовных дел, возбужденных по экономическим статьям, а реальными приговорами заканчивается и того меньше. Остальные зависают на стадии расследования.
- Что это означает? Что после возбуждения дела на предприятии проведены обыски, изъяты документы и компьютерная техника со всей информацией, возможно, арестованы счета, личное имущество и имущество компании, - разъясняет Елена Артюх. - Значит, на время проведения расследования, а оно порой длится годами, компания лишается возможности работать. И даже если в итоге никто не осужден, бизнес-единица практически уничтожена.
По словам преподавателя уголовного права УрГЮУ Данила Сергеева, за пять последних лет на государственном уровне приняты меры по смягчению ситуации - появились новые основания для освобождения от уголовной ответственности. Например, в сфере налоговых преступлений виновному (важное примечание: обвиненному впервые) теперь достаточно возместить причиненный ущерб. По иным правонарушениям увеличена сумма ущерба, при нанесении которого возникает ответственность.
- Но оказалось, что этих мер мало: часто грань между предпринимательским риском и преступной деятельностью слишком тонка для принятия верного решения, - отмечает Сергеев. - Например, предприятие не выплатило сотрудникам зарплату. В УК не предусмотрено никаких извиняющих обстоятельств, то есть закон не призывает разбираться, по какой причине это произошло: может, предприятие разорилось или поставщики не заплатили.
Эксперт призывает обратить внимание на опыт Беларуси, где в правовое поле было недавно введено понятие "экономический или деловой риск как основание для освобождения от уголовной ответственности". Теперь, даже если с формальной точки зрения в действиях бизнесмена просматриваются признаки преступления, можно доказать, что он поступил в рыночной ситуации единственно верным образом, и освободить его от уголовной ответственности.
Пока на уровне федерального бизнес-омбудсмена обсуждаются два пакета поправок. Первый связан с переводом ряда статей из Уголовного кодекса в Административный. Второй - с реформированием процедур расследования дел в экономической сфере. Есть ряд предложений об усилении прокурорского надзора на самых важных этапах движения уголовного дела. Также предлагается передать расследование дел по экономическим статьям органу, имеющему специальную квалификацию.
Кстати, для предпринимателей, оказавшихся под прессом обвинений, на рынке юридических услуг Свердловской области появилась новая услуга - адвокатское расследование. Закон наделяет адвокатов практически такими же полномочиями, что и следователей, это позволяет им проводить независимое расследование для клиентов-бизнесменов.
Источник: Департамент информационной политики губернатора Свердловской области