Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » Газета «Тагильский рабочий» |
Продолжая тему ЖКХ – это жилищно-коммунальный коллапс Несмотря на многолетние усилия, нацеленные на создание рыночных отношений, развитие конкуренции между поставщиками жилищно-коммунальных услуг, кардинальных изменений по формированию новых отношений в сфере ЖКХ до сих пор не произошло. Отрасль по-прежнему выполняет в первую очередь социальную функцию с завышенными и необеспеченными обязательствами государства, с неэффективным контролем участников рынка, с отсутствием реальных экономических отношений и современных методов управления, характеризуется низким качеством предоставленных услуг. Конечно, эта реформа замышлялась и должна была строиться сразу на нескольких «китах»: солидные инвестиции в отрасль, создание современной инфраструктуры ЖКХ, грамотная тарифная политика и подготовка управленческих кадров. Этого не произошло. Государство было настолько озабочено «столкнуть с плеч» громоздкое, запущенное хозяйство, что бросило отрасль в «свободное плавание». Мол, система сама себя выстроит. Но ведь развитие перспективных направлений в рамках проведения реформы ЖКХ в значительной степени зависит от состояния экономики государства. Немаловажным фактором снижения рисков инвесторов, особенно частного бизнеса, роста их интереса, серьезных намерений к рынку ЖКХ является и оптимизация тарифного регулирования, знание истинной информации о состоянии отрасли. И что они здесь увидели? Современное развитие ЖКХ характеризуется в России высокой степенью криминализации и монополизации рынка коммунальных услуг. И монополистом, как ни странно, по-прежнему выступает само государство. Думаю, именно это обстоятельство и является основной причиной всех существующих проблем в сфере ЖКХ. Так, не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Несмотря на то, что на полную модернизацию отрасли российские власти отмерили 6 триллионов рублей, а времени, чтобы их освоить, - примерно 8 лет, инвестиции в коммунальное хозяйство снижаются. «Простой расчет показывает, - говорит генеральный директор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян, - что каждый житель страны за полную модернизацию ЖКХ страны должен ежемесячно платить около 400 рублей, но если внимательно посмотреть на наши коммунальные «квитки», то мы уже, как минимум, дважды оплатили полную замену этой сферы». А в это время продолжает расти износ основных фондов, снижается надежность и устойчивость всех систем инженерного обеспечения. По данным Минрегиона РФ, степень износа объектов коммунальной сферы в настоящее время по отдельным муниципальным образованиям достигает 70-80 процентов, около 30 процентов основных фондов ЖКХ полностью отслужили нормативные сроки, и темпы износа продолжают нарастать – по 2-3 процента в год. Если ничего не делать, то через пять-семь лет в России наступит катастрофа. Не удивительно, что потери тепловой энергии за годы реформ выросли на 44 процента, потери воды и тепла в сетях в 2-3 раза превышают допустимый уровень и в 4-6 раз – аналогичные показатели в Европе. Если говорить о субъектах Уральского федерального округа, то не так давно на заседании антикризсного штаба полномочный представитель Президента РФ в УрФО Николай Винниченко сообщил, что водопроводное хозяйство округа изношено на две трети, а в некоторых регионах этот показатель вообще достигает 100 процентов. «На модернизацию водоснабжения, водоотведения в Уральском округе необходимо затратить свыше 300 млрд. рублей. Более 17 тысяч км водопроводной сети нуждаются в срочной замене. Наибольшей процент износа сетей наблюдается в Свердловской, Челябинской и Курганской областях», - сказал полпред Серьезную обеспокоенность вызывает ситуация в ЖКХ Среднего Урала. Как показали данные инвентаризации основных фондов, здесь износ сетей значительно выше, чем в соседних регионах и в среднем по России. Так, 80 процентов водопроводных сетей являются ветхими и подлежат замене. Для сравнения: в Тюменской области этот износ составляет 49,5 процента, в Курганской области – 34, а лучше всех дела в Югре: тут лишь 7,3 процента сетей подлежат срочной замене. Аналогичная ситуация с канализационными сетями. Здесь со значительным отрывом опять-таки «лидирует» Свердловская область – 70 процентов всех сетей нуждается в обновлении, в Челябинской – 59 процентов износа, на Ямале – 42, в Тюменском регионе – 37, в Зауралье – 29, а в ХМАО – 4,4 процента. Примерно такие же пропорции наблюдаются и в теплоснабжающем хозяйстве регионов. Очевидно, что из-за ограниченности финансовых возможностей, роста социальной нагрузки бюджетов большинство субъектов Федерации и муниципальных образований не в состоянии повернуть вспять или хотя бы остановить процесс ветшания инженерной инфраструктуры. Передача доли сетей в руки частных компаний, как показывает пример Екатеринбурга (ТГК-9), также не привел к позитивным переменам. Поэтому, по мнению ведущих экспертов, в ближайшее время в большинстве регионов жилищно-коммунальный комплекс не сможет эффективно развиваться без помощи федерального центра, несмотря на то, что основной объем полномочий по управлению этим сектором экономики уже передан на муниципальный уровень. Возможно, этому поможет уже объявленная децентрализация власти в России, передача на местный уровень ряда полномочий и финансовых потоков. Существует мнение, что отрасли не хватает инвестиций. Да их у нас полным-полно! Смотрите. В 2008 году, в самый разгар кризиса, из России разом утекло 133,7 млрд. долларов, в 2009-м – еще 25,8 млрд., в прошлом году – 51,2 млрд., за первый квартал нынешнего – 13,9 млрд. долларов. Правительству, считают аналитики, надо не закрывать на эту печальную тенденцию глаза, не потворствовать олигархам, а ставить барьеры на пути вывоза капитала, заинтересовывать бизнес крупными российскими проектами, включая сферу ЖКХ, кардинально решив вопрос с закреплением собственности, установив здесь твердые «правила игры». Следующим вопросом повестки дня должно стать не «затыкание» дыр, а осмысленная, поэтапная стратегия развития жилищно-коммунального комплекса. Причем не на бумаге, а реальный жизненный выбор компаний, влияющих на конкретные решения, структуры и денежные потоки. На чем же должна строиться такая стратегия? На основании каких данных, расчетов и выкладок можно обоснованно, с максимальным эффектом привлечь средства в коммунальный сектор? Прежде всего, органы государственной власти и муниципалитетов должны создать условия для привлечения в ЖКХ инвестиционных ресурсов коммерческих банков, иных источников заемных средств. В первую очередь, это можно сделать путем реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса, надлежащего контроля, обеспечения прозрачности в сфере корпоративного и финансового управления, снижения рисков инвестирования и т.д. Однако само по себе вовлечение инвестиций и заемных средств в сферу ЖКХ мало что может изменить. Перспективным шагом в этом направлении оказался бы стратегический план развития муниципального образования (пример – гг. Екатеринбург и Лесной), построенный на основании полученных результатов анализа, с обязательным участием в его разработке науки, крупного бизнеса, представителей потенциальных частных инвесторов, широкой общественности. Грамотная тарифная политика - еще один аспект реформы ЖКХ, который, с одной стороны, наиболее остро воспринимается населением, поскольку существенно затрагивает экономические интересы каждой семьи, а с другой – призванный содействовать привлечению капиталов в развитие коммунальной инфраструктуры и созданию мотивации к снижению издержек, системного перехода к энерго- и ресурсосбережению. Пока же можно констатировать, что, как таковая, тарифная политика в сфере ЖКХ на муниципальном уровне отсутствует и данное обстоятельство зачастую является основанием для возникновения кризисных ситуаций в ЖКХ, угрозы стабильного ресурсоснабжения граждан. Больше того, существующая система тарифного регулирования не ориентирует ресурсоснабжающие предприятия на сокращение непроизводительных затрат и энергосбережение, на совершенствование рыночных механизмов, что делает отрасль инвестиционно непривлекательной. И как ни пытаются властные структуры регулировать тарифы на монопольные услуги, они остаются непомерно высокими для потребителей услуг, вызывая у него социальный протест. И хотя главными виновниками роста тарифов по-прежнему остаются естественные монополии, традиционная технология планирования «от достигнутого» уровня, основанная на экстраполяции сложившихся затрат, является классическим способом планирования затрат и тарифов. Но, говоря о возможности введения экономически обоснованных тарифов, необходимо, в первую очередь, определить реальный объем услуг, который потребителям будет предоставлен, а не от уровня общих затрат и потерь, которые возникают на пути в жилые дома (так было, когда коммунальные предприятия отвечали исключительно за эксплуатацию, а развитие финансировалось полностью за счет бюджетов). Населению необходимо как можно быстрее переходить на индивидуальные счетчики потребления воды, тепла и газа. Ведь перед частным бизнесом, решившим войти в рынок ЖКХ, при отсутствии методологии определения экономической обоснованности тарифов, всегда будет стоять вопрос: до какого уровня их можно повышать, чтобы окупить свои инвестиции? Многие ошибочно полагают, что сегодня население способно платить за услуги ЖКХ 22-25 процентов от своего дохода, ссылаясь на опыт зарубежных стран. Но не стоит забывать, что на Западе в эти 22 процента входят все расходы на услуги ЖКХ и, что очень важно, на приобретение и аренду жилья. К тому же население России уже сейчас оплачивает жилищно-коммунальные услуги на уровне мировых стандартов. Поэтому проблема – не только в тарифах, но и в повышении реальных доходов населения, сокращении нерациональных и неэффективных издержек производства. В ходе реформы жилищно-коммунального комплекса было сделано немало ошибок и просчетов. Настало время их исправлять. Отрасль действительно находится в жестком кризисе… Сергей БАЖЕНОВ, заместитель директора Института экономики УрО РАН, кандидат экономических наук. | |
Категория: Газета «Тагильский рабочий» | Добавил: Slavik (13.03.2015) | |
Просмотров: 474 |
Всего комментариев: 0 | |