Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » Газета «Уральский рабочий» |
Застарелая болезнь Можно ли вылечить коммуналку? Опросы ВЦИОМ показали, что 64% россиян считают самой большой проблемой ситуацию в ЖКХ. Так что выбор этой темы для очередного заседания Госсовета выглядит вполне логичным. Об остроте проблемы свидетельствует и то, что размещенный незадолго до сбора губернаторов в Кремле видеоролик депутата из Курска Ольги Ли с призывом не платить за «коммуналку» просмотрели за короткое время свыше ста тысяч пользователей. Как нас дурятК слову, нечто подобное имело место в Первоуральске, где облеченные властью люди посоветовали квартиросъемщикам не оплачивать «жировки», чтобы противодействовать беспределу управляющих компаний (УК). Впрочем, развития инициатива не получила ввиду ее абсурдности. Потому как и сейчас многие не платят из-за высоких тарифов и недостатка денег — ежегодно долги по ЖКХ растут на 50—55 млрд рублей. И эти долги УК обычно раскидывают по остальным жильцам дома. К тому же, коли услуги не оплачиваются, то их можно и не предоставлять. Справедливость же слов президента Владимира Путина, сказанных им при открытии мероприятия, что «сектор ЖКХ — раздолье для тех, кто привык стричь купоны», можно проиллюстрировать и на примере Свердловской области. Имеется в виду недавняя история, когда жильцы нескольких многоквартирных домов переплатили одной из свердловских УК порядка 1 млн рублей за отопление. Хитрость заключалась в том, что жильцы платят по нормативам, а УК рассчитываются с ресурсоснабжающими организациями по коллективному теплосчетчику, то есть за фактически потребленное тепло. Чтобы компенсировать возникающую при этом разницу, УК раз в год обязаны производить перерасчет. Однако они этого не делают, а незаконно присваивают полученный доход. И это лишь один из сравнительно честных способов отъема денег у граждан из нескольких сотен, которыми пользовался еще Остап Бендер. Еще царь наказывалИ все это накладывается на предельную изношенность коммунальной инфраструктуры — в некоторых городах до 80%. И недаром руководитель рабочей группы, готовившей заседание Госсовета, питерский губернатор Георгий Полтавченко ссылался на наказ «О градском благочинии» царя Алексея Михайловича — видимо, чтобы подчеркнуть «древность» проблем ЖКХ. Чтобы вернуть коммуналку к нормальной жизни, потребуется не менее 9 трлн рублей. Но таких денег у государства нет, предупредил Путин. В то же время, по его словам, частные инвестиции в коммунальный комплекс не превышают 8% от его годового оборота. Рынок этот бизнесу неинтересен из-за «непрозрачности финансовых процедур, коррупции и кумовства», отметил глава государства Потому разговор на Госсовете вертелся вокруг двух тем: упорядочение ситуации с ростом тарифов для населения и стимулы для привлечения инвестиций в ЖКХ. Глава государства поставил задачу, чтобы «политика госрегулирования тарифов была понятной», и «чтобы инвестор понимал, когда и с какой доходностью он сможет вернуть вложенный капитал». Этого, справедливости ради нельзя не отметить, неоднократно пытались добиться и прежде, но безуспешно. Достаточно вспомнить прошлогоднюю попытку, когда было решено наделить Фонд содействия реформированию ЖКХ полномочиями по финансированию региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры. Было выделено около 15 млрд рублей из бюджета, и эти деньги должны были пойти на субсидирование процентных ставок по кредитам на обновление ЖКХ в городах с населением менее 250 тыс. человек. Но ни одной заявки по этой программе так и не поступило. «В итоге 15 млрд руб. лежат невостребованными в Фонде содействия реформированию ЖКХ», — доложил министр регионального развития Игорь Слюняев. Также проваленной можно считать и программу по заключению соглашений по концессиям: это было выполнено только в четырех субъектах РФ. Реформа натужно буксует«Основная беда, на мой взгляд, заключается в том, что обслуживание жилищного фонда в России до сих пор не преследует защиту прав потребителей, поэтому население сохраняет стойкое безразличие к существующей системе, а реформа отрасли натужно буксует, — отмечает заместитель директора Института экономики УрО РАН Сергей Баженов. — И, несмотря на положительную направленность изменений в российском ЖКХ, о создании эффективных механизмов антикризисного управления в данной сфере говорить еще очень рано, поскольку в ней так и не возникло рыночных позиций — ни у потребителей коммунальных услуг, ни у их производителей и поставщиков». Вот на возникновение этих рыночных позиций и направлены выработанные Госсоветом рекомендации, не все из которых, по мнению экспертов, являются бесспорными. Трудно не согласиться с ученым и по поводу долгосрочного регулирования тарифов. Потому что сегодня, когда происходит регулирование раз в год, инвесторы боятся вкладывать средства в коммунальные объекты из-за неопределенности. У них нет уверенности в том, что в следующем году тарифная политика останется такой же. Как следствие, бизнес неохотно идет в коммунальный сектор. Тогда как в случае принятия решения о гарантиях роста тарифов на 5—7 лет, хотя бы на уровне инфляции, это увеличило бы поток инвестиций. Правда, не раньше 2016 года, что непозволительно долго с учетом признания кризиса сферы ЖКХ. Но эта рекомендация хотя бы бесспорна, чего не скажешь о другой: введение некого предельного индекса совокупного платежа граждан за услуги в сфере ЖКХ. Потому как при отсутствии четких указаний, кто этим должен заниматься — регионы или федеральный центр, — сказанное не более чем благое пожелание К тому же имеется нечто аналогичное, когда граждане могут обращаться за субсидией, если коммунальные платежи превышают определенный процент доходов семьи. Но большое число должников показывает, что этот механизм нуждается в совершенствовании. Не получится ли то же самое и с предельным индексом? Больше доверия вызывает рекомендация по созданию гарантийного фонда для инвесторов в ЖКХ. Половину нужных этой структуре денег выделит государство, а остальное — банки в виде кредитов и оплаты облигаций фонда. Причем займами сможет воспользоваться любая компания, представленная на рынке коммунальных услуг. Обладая кредитными обязательствами перед фондом, заемщик не сможет устанавливать необоснованные тарифы. Уверенность в успехе придает и то, что, по сути, тиражируется успешный опыт Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК выкупает ипотечные ценные бумаги у банков, гарантируя им получение фондирования), говорит известный эксперт Андрей Чибис. И радует, что появляется конкретика, а не продолжаются разговоры о ЖКХ как «черной дыре» экономики. | |
Категория: Газета «Уральский рабочий» | Добавил: Slavik (13.03.2015) | |
Просмотров: 485 |
Всего комментариев: 0 | |