Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » Газета «Уральский рабочий» |
Зашли с другого бока Как новый закон повлияет на тарифы ЖКХ Очевидно, что без прихода частного капитала в сферу ЖКХ она так и останется «черной дырой». В то же время бизнес нацелен на извлечение прибыли и будет стремиться повысить коммунальные тарифы. Для снятия этого противоречия Минэкономразвития РФ подготовил поправки в профильный закон, согласно которым одним из условий победы на торгах по сдаче в аренду или в концессию объектов жилищно-коммунальной сферы станет согласие на снижение тарифов для населения. Соревнование в щедрости Согласно переданному в правительство проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления обязательных требований к организациям, осуществляющим теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение и (или) очистку сточных вод» устанавливается принцип проведения торгов на взятие в аренду или концессию объектов ЖКХ «только на понижение» по таким критериям, как тарифная выручка по реализуемым товарам (услугам). Это же правило касается и объемов предоставляемой операторам государственной поддержки. Причем в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения инвестиционных программ «необходимая валовая выручка подлежит уменьшению». Проще говоря, деньги спишут со счетов арендатора или концессионера. Правда, при этом непонятно, вернут ли квартиросъемщикам то, что они переплатили. Нельзя не сказать и о том, что, похоже, данный законопроект ждет трудная судьба. Претензии к нему имеют Минфин, Минэнерго, Минрегионразвития, Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам. Но его лоббирует имеющий достаточный аппаратный вес вице-премьер Дмитрий Козак. И уже на начальной стадии этот еще не принятый документ включен в план мероприятий российского правительства по привлечению частных инвестиций в коммунальную отрасль. И такое внимание к данному проекту вполне объяснимо. Ведь степень износа основных фондов ЖКХ достигла уже 60%. И для модернизации этой отрасли, как посчитали в Минрегионразвития, необходимо потратить 14,7 триллиона рублей. Тогда как под приведение в порядок «коммуналки» в федеральном бюджете на 2011—2014 гг. заложено всего около 400 миллиардов рублей. «Все, что мы делали раньше, — было правильно, — говорит министр регионального развития Виктор Басаргин. — Но теперь нужно все переделать на 90%. Мы предлагаем банковскому сообществу и частным инвесторам заходить на рынок ЖКХ со своими проектами. Необходимо отпустить этот рынок, дать наконец возможность прийти туда частнику». Но коли бизнес так эффективен, то может не стоит возиться с арендой и концессиями, а сделать жилищно-коммунальный сектор экономики целиком частным делом? С точки зрения экономической эффективности это так, но тогда в случае приватизации муниципалитет уже никак на ситуацию влиять не может: оператор, получив в собственность коммунальные объекты, может делать с ними все что угодно. И в результате конечные потребители, в том числе и жилой фонд, рискуют вообще остаться без коммунальных услуг. Тогда как договор аренды или концессия дают возможность муниципалитету при плохом стечении обстоятельств сменить оператора, при этом вернув ему его инвестиции. А как у них? Кстати, и в мире чистая приватизация коммунальной сферы проведена только в Великобритании и в Чили. Хотя, как считают эксперты, мировой опыт в части эксплуатации ЖКХ на принципах аренды объектов ЖКХ не является однозначно положительным. Негативный опыт в этом плане имеется и у Екатеринбурга. Так, в частности, по заявлению вице-мэра столицы Урала по экономике Александра Высокинского, у частных предприятий тепловые сети рвутся чаще, чем у муниципальных (например, у частной ТГК-9, которая подает тепло в областной центр). Причина в том, что собственники не хотят инвестировать в коммунальную инфраструктуру. Неудачными оказались концессионные попытки и в других российских городах. Так, в Катайске все осталось на уровне намерений. У «Евразийского водного партнерства», взявшего в аренду водное хозяйство в Ростове, обнаружилась недостача почти в 500 миллионов рублей. Но тем не менее эксперты считают, что иного пути поднять российскую «коммуналку», кроме привлечения в нее частников, нет. «Система ЖХК в целом в России неэффективна — прежде всего, за счет того, что существенная часть сектора обслуживается государством, — говорит аналитик инвестиционной компании «Финам» Анатолий Вакуленко. — Концессия позволяет направить в ЖХК частные деньги и эффективных менеджеров, что помогло бы решить проблему изношенных фондов. К тому же во всем мире данная сфера является очень доходной, единственный ее недостаток — инвестиции должны носить долгосрочный характер, что, как известно, для нашей страны является существенным риском». И там, где препятствия устранены, в частности, за рубежом, бизнес охотно берет в аренду или концессию объекты городского хозяйства. Это приводит к хорошим результатам даже в бывших советских республиках. Так, в столице Армении Ереване к 2000 году сложилась критическая ситуация с водоснабжением: износ основных фондов составлял 60%, а оплата счетов — 12%. В результате совместной работы частного оператора и города было достигнуто повышение надежности водоснабжения армянской столицы, а уровень оплаты счетов повысился до 98%. По данным Всемирного банка, на сегодняшний день в подавляющем большинстве развитых стран «коммуналка» управляется частниками. В число лидеров входят Франция, Германия, Великобритания, Италия и США. К примеру, у французов сегодня вся система газоснабжения и коммунального обслуживания работает на концессионном механизме. В Буэнос-Айресе до привлечения бизнеса только 70% жителей города были подключены к центральному водоснабжению и лишь 58% имели доступ к услугам канализации. Зато после передачи системы водоснабжения в концессию были достигнуты впечатляющие результаты: значительно уменьшились тарифы, производство питьевой воды возросло на 39%, водоподающие сети были расширены на 27%, а канализационные — на 19%, оплата счетов составила более 90%. Частник придет под гарантии Кое-кто утверждает, что если коммунальным инвесторам будут ставить в качестве условия победы на конкурсе снижение тарифов для населения, то они в ЖКХ не пойдут. Что опровергается расчетами по среднему городу-миллионнику, в котором протяженность водопроводных сетей находится в диапазоне от полутора до двух тысяч километров. И при стоимости укладки водопроводных труб, которая сегодня колеблется в пределах от 120 тысяч до 1,1 миллиона рублей за один километр, вложенные в модернизацию водопроводного хозяйства инвестиции можно отбить за 10—12 лет. После чего много лет можно зарабатывать на эксплуатации фактически новой городской инфраструктуры. Потому, по большому счету, частных инвесторов не должна особо напрягать форма собственности ЖКХ города. Гораздо важней для них такое преимущество бизнеса в «коммуналке», как стабильность, — люди всегда будут пользоваться теплом, водой, электроэнергией и т. д. Объем же рынка жилищно-коммунальных услуг в России составляет под один триллион рублей, что сопоставимо с доходной частью федерального бюджета. Но при этом, конечно, операторам нужны гарантии по тому, как будут меняться тарифы в течение длительного периода времени. То есть формула цены должна быть прозрачная и проверяемая. В то время как для властей очевидно, что если коммунальная реформа не сдержит тарифы, то это будет воспринято населением как авантюра. И как раз по этому вопросу в настоящий момент ищется баланс между местной властью и инвесторами. А одна из попыток в данном направлении — это поправки, о которых говорилось выше. Тогда как консенсус по увеличению сроков аренды и концессии достигнут — не меньше 30 лет. Но вдобавок к этому инвесторы просят, чтобы их оградили от постоянной угрозы предъявления огромных штрафов за загрязнение окружающей среды. Что в виду российской специфики даже при тщательном соблюдении экологических норм отнюдь не исключено. И это также является серьезным фактором риска. Ситуацию комментирует заместитель директора Института экономики УрО РАН Сергей БАЖЕНОВ: - Следует помнить, что концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства, разработанная и принятая в реализации в 90-е годы, определяла лишь общие направления преобразований, не учитывала региональные факторы и характерные отраслевые особенности. Как следствие, итогом проводимых с 1979 года преобразований в ЖКХ России, вопреки ожиданиям, стало усугубление кризисного состояния отрасли. В подавляющем большинстве регионов РФ сегодня наблюдается дальнейшее обветшание жилищного фонда, старение инженерных сетей. Но несмотря на это, управление объектами жилищно-коммунальной сферой через систему созданных еще в советское время коммунальных предприятий и организаций продолжает функционировать практически в прежнем режиме, причем на условиях, определяемых органами местного самоуправления. Однако ни для кого не секрет, что система межбюджетных отношений в стране такова, что бюджеты муниципалитетов, включая даже очень крупные города, весьма ограничены в средствах, столь необходимых для решения назревших жилищно-коммунальных проблем. Кроме того, в отрасли царят коррупция и воровство, во многих регионах и муниципалитетах «коммуналка» оказалась в руках мошенников. Не случайно разрыв между качеством предоставляемых услуг и их стоимостью растет, все больнее ударяя по карманам простого населения. Между тем, уверен, система ЖКХ обладает необходимой совокупностью объективных и субъективных предпосылок для коренных институциональных преобразований, и прежде всего – через внедрение современных и перспективных управленческих подходов. Одним из них являются кластеры. Но не как механическое соединение жилищного фонда, коммунальных предприятий и сопряженных отраслей, а как система, одновременно направленная и на качественное удовлетворение жилищно-коммунальных потребностей граждан, и на развитие саморегулируемых основ. Это - реальный механизм реформирования ЖКХ, который может быть использован при разработке концепций, стратегий, программ социально-экономического развития территорий и отраслевых комплексов. Внедрение жилищно-социальных кластеров в практику способно, считаю, обеспечить решение целого ряда стратегических задач территорий, включая получение синергетического эффекта, предотвратив дальнейший кризис жилищно-коммунальной сферы.. | |
Категория: Газета «Уральский рабочий» | Добавил: Slavik (13.03.2015) | |
Просмотров: 494 |
Всего комментариев: 0 | |