Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » ИА «ИНВУР» - Инновационный портал Уральского Федерального округа

Мнение эксперта. Цена «крымского вопроса»

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

 

ФОНД ПОДДЕРЖКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Мнение эксперта. Цена «крымского вопроса»

 

Екатеринбург. Возвращение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации состоялось де-факто и де-юре. Москва уже пообещала «мятежному» полуострову всестороннюю помощь, что позволит республике с минимальными потерями, безболезненно войти в ритм жизни страны. Однако сейчас, когда первые эмоции и страсти улеглись, возникает вопрос: а не отразится ли негативно появление двух новых субъектов Федерации на материальном положении рядовых россиян?

 

С этим вопросом мы обратились к нашему постоянному эксперту, заместителю директора Института экономики УрО РАН, доктору экономических наук Сергею БАЖЕНОВУ:

 

- Думаю, не отразится. Хотя с самого начала было ясно: присоединение изолированного полуострова, с экономической и географической точки зрения привязанного больше к Украине, чем к России, обойдется весьма недешево.

В частности, на проекты по энергоснабжению Крыма, который готовится к отключению от магистральных украинских сетей, Россия может потратить не менее 70 млрд. рублей. Минэнерго РФ в срочном порядке разрабатывает схему постоянного и автономного от Украины электроснабжения полуострова. Его пиковое потребление превышает, как известно, 1,4 ГВт, но четыре республиканские ТЭЦ обеспечивают лишь 200 МВт необходимой мощности. Предварительные расчеты показывают, что для закрытия потребностей Крыма в электроэнергии необходимо воздвигнуть дополнительные объекты генерации как в Крыму, так и в России, а также построить через Керченский пролив ЛЭП напряжением 500 либо 330 кВ.

Другой проект, который вскоре начнет реализовываться, строительство сразу двух параллельных мостов — автомобильного и железнодорожного - через Керченский пролив. Об этом уже заявил Глава государства Владимир Путин. Развитие транспортной инфраструтуры в Крыму должно обеспечить свободное сухопутное сообщение между полуостровом и остальной территорией страны. Данный проект обещает стать одним из самых уникальных и дорогих.

Новому российскому региону сегодня нужны и текущие расходы, необходимые для покрытия дефицита крымского бюджета и внебюджетных фондов. Этих средств, конечно, понадобится больше, чем платил Киев, поскольку социальные стандарты в РФ гораздо выше. В этот список входят пенсии, зарплаты бюджетников и прочие траты на повседневные нужды. Так, ежегодно только для выплаты пенсий Крыму потребуется 36 миллиардов рублей.

Других проблем тоже достаточно – надежное снабжение питьевой водой, модернизация и обновление основных фондов промышленности и АПК, модернизация морской базы в Севастополе, военных городков и других силовых структур, создание федерального университета.

Более точный прогноз, сколько России придется инвестировать в Крым и Севастополь, сделало на днях Минэкономразвития РФ. По оценке министерства, всего потребуется более 5 млрд. долларов. Большая часть этих средств — 4,78 млрд. долларов - придется на вложения в транспортную инфраструктуру. Еще 181 млн. долларов потребует туризм, 109 млн. - сельское хозяйство, 370 тысяч будут потрачены на орошение.

Главный вопрос, а где найти на это столько денег? Но давайте вспомним: еще не так давно (когда у власти в Украине были В.Янукович и Н.Азаров) Россия была готова поддержать Украину в объеме 15 млрд. долларов. Значит, деньги имеются. Понятно, что российский бюджет вряд ли сможет взять на себя все многомиллиардные расходы. Думаю, что частично они будут оплачиваться из Фонда национального благосостояния, какие-то траты возьмут на себя регионы (соседняя Кубань уже активно помогает), а также государственные компании и частные структуры. Например, известный предприниматель Руслан Байсаров выразил готовность инвестировать в строительство нового курорта на полуострове около 12 млрд. рублей.

К тому же еще до известного референдума председатель Верховного совета республики Владимир Константинов заявлял, что бюджет Крыма в прошлом году составлял около 5,5 миллиарда гривен. То есть полуостров – не Золушка, он может и сам зарабатывать. Тем более, что Правительство России планирует присвоить Крыму статус особой экономической зоны, которая будет схожа с ОЭЗ в Калининградской области, созданной в 1991 году, создав для ее развития отдельную Федеральную целевую программу.

Кроме того, для исполнения государственных проектов и привлечения на полуостров инвесторов, частного бизнеса может появиться корпорация развития Крыма. Подобные структуры сейчас действуют во многих регионах России и, как правило, являются дочерними структурами Внешэкономбанка.

Добавлю, что вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин недавно заявил, что и ВПК РФ в ближайшее время примет необходимые решения о загрузке крымской промышленности долгосрочными и выгодными заказами, особенно это касается судоремонтных и судостроительных предприятий республики. Председатель комитета Госдумы по промышленности Павел Дорохин был более конкретен: по его словам, Россия готова выделить 40 млрд. рублей на развитие машиностроительной отрасли Крыма.

Самое главное, что все эти проекты и расходы, уверен, с лихвой окупятся. Я уж не говорю о стратегических вопросах, укреплении национальной безопасности государства. Вхождение Крыма в состав России, может быть, станет также одной из тех «духовных скреп», которых так не хватало нашему народу в последнее время…

Категория: ИА «ИНВУР» - Инновационный портал Уральского Федерального округа | Добавил: Slavik (12.03.2015)
Просмотров: 485
Всего комментариев: 0
Контактная информация
Адрес.
Адрес: 620027, Екатеринбург, улица Пушкина, 10



Телефон +7 (343) 304-79-00
naukaservis@rambler.ru
Как добраться