Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » ИА «ИНВУР» - Инновационный портал Уральского Федерального округа

Основные направления формирования инновационного кластера ЖКХ

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

 

ФОНД ПОДДЕРЖКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Основные направления формирования инновационного кластера ЖКХ

 

Сергей БАЖЕНОВ, заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, кандидат экономических наук

 

Екатеринбург. Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства 1997 года определяла общие направления и не учитывала региональные факторы, а также характерные отраслевые особенности. Как следствие, итогом проводимых преобразований в данной сфере стало усугубление её кризисного состояния.

В подавляющем большинстве регионов России наблюдается дальнейшее обветшание жилищного фонда, старение инженерных сетей. Более того, география территорий, где жилищно-коммунальный комплекс находится на грани полного коллапса, по данным федеральных ведомств, расширяется быстрыми темпами. При этом практически неизменной остается система управления объектами жилищно-коммунальной сферы посредством специально созданных ещё в советский период времени коммунальных предприятий и продолжающих функционировать в порядке и на условиях, определяемых органами местного самоуправления.

В то же время жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой важнейшую социальную сферу экономики региона. Социальная значимость проявляется не только в том, что результаты деятельности отрасли направлены на удовлетворение потребностей населения, но и в том, что создание новых форм управления жилищным фондом является полигоном для отработки предпринимательских предложений, частных и общественных инициатив.

Сегодня жилищно-коммунальная сфера обладает необходимой совокупностью объективных и субъективных предпосылок для инновационных преобразований, прежде всего через внедрение современных управленческих подходов к решению существующих проблем. Одним из таких перспективных подходов являются кластеры, но не как механическое соединение жилищного фонда, коммунальных предприятий и сопряженных отраслей, а именно как система, одновременно направленная и на качественное удовлетворение жилищно-коммунальных потребностей населения, и на развитие самоорганизационных и саморегулируемых основ.

Универсальность кластера и его интегрирующий характер, способность к инновациям, а также региональная кластерная политика, направленная на обеспечение условий для создания конкурентоспособных кластеров в регионе, позволяют применить кластерные принципы в осуществлении реформирования жилищно-коммунального хозяйства как сектора региональной и муниципальной экономик.

При этом сущность кластера и его составляющие должны определяться, исходя из необходимости обеспечения стратегии экономического роста ЖКХ. Основу деятельности кластера должна составить интеграция ресурсов и усилий физических и юридических лиц, способных позитивно повлиять на конечный результат. А именно, обеспечить сохранность и рациональное использование жилищного фонда, бесперебойное предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, необходимых для его жизнедеятельности, и дальнейшего повышения общего комфорта проживания в жилых домах.

Поэтому кластер должен иметь выраженный социально-экономический и общественно значимый характер деятельности его участников; функционировать на локальном региональном и муниципальном рынках. Характерным для него являются высокая кадровая потребность; низкая эластичность спроса на предоставляемые услуги; продолжительный жизненный цикл объектов; локальный уровень конкуренции; значительные объемы финансовых средств, в том числе бюджетных; взаимозависимость кластера с другими кластерами региона.

Кластер, который обеспечивает развитие жилищно-коммунальной сферы, обладает следующими конкурентными возможностями: специализация и кооперирование поставщиков ресурсов; стандартизация и унификация предоставляемых услуг; сертификация работ и продукции; рост и постоянство спроса на предоставляемые услуги; использование региональных экономических ресурсов участниками кластера; адаптивность к изменениям требований к качеству предоставляемых услуг.

Применение кластерных принципов в жилищно-коммунальной сфере должно обеспечить:

– повышение уровня менеджмента, улучшение кадровой инфраструктуры, повышение уровня формализации корпоративной культуры;

– создание системы обеспечения конкурентоспособности предоставляемых услуг;

– формирование инфраструктуры для проведения исследований;

– развитие рынка информационных услуг, создающее условия для повышения уровня диверсификации бизнеса на рынок жилищно-коммунальных услуг;

– методическое сопровождение процесса реформирования ЖКХ с учетом выбора оптимальных управленческих решений; оптимизации государственного регулирования;

– обеспечение социальной направленности проводимых преобразований;

– и самое главное, основу стимулирования инновационной деятельности – это применение новых технологий в системе управления объектами ЖКХ, создание системы финансового обеспечения, формирование инвестиционной среды.

В числе факторов, влияющих на успешную реализацию кластера, обеспечивающего развитие жилищно-коммунальной сферы региона, можно выделить такие, как:

1) взаимная согласованность с региональной и муниципальной стратегией социально-экономического развития. Кластер составляет одну из точек роста экономики региона и муниципального образования. В свою очередь, усилия органов власти нацелены на развитие взаимоотношений между производителями, поставщиками и потребителями услуг жилищно-коммунальных, информационных, образовательных и научных;

2) регулярное применение процедур оценки реализации кластера с внесением в его деятельность соответствующих корректив;

3) высокая степень взаимного доверия участников кластера, их активность и готовность к раскрытию стратегической информации, к достижению договорного компромисса;

4) четкое распределение и учет социальных и экономических интересов участников кластера в процессе осуществления его деятельности;

5) обеспечение государственной и муниципальной поддержки, поскольку кластер можно отнести к перспективному направлению развития кластеров в регионе по ряду причин:

– объем оказываемых жилищно-коммунальных услуг составляет порядка 8% ВВП;

– рынок услуг платежеспособен, динамичен, инвестиционно привлекателен, способен улучшить инвестиционную среду региона;

– в качестве основного инвестора выступает все население, что обеспечивает постоянную долю дохода в данной сфере, постоянный спрос на рынке услуг и усиливает его общественную значимость.

Общим итогом кластеризации жилищно-коммунальной сферы должно стать решение следующих стратегических задач:

во-первых, получение синергетического эффекта, в том числе на основе доверительного объединения ресурсов и компетенций, для каждого из хозяйствующих субъектов;

во-вторых, достижение важнейшей общерегиональной цели – повышение качества жизни населения;

в-третьих, устранение характерных негативных особенностей современного жилищно-коммунального хозяйства региона, суть которых заключается в отсутствии устойчивой тенденции «выздоровления» экономики, сохранении административных методов управления объектами ЖКХ и отсутствии эффективной системы контроля со стороны органов власти и общественности, низкой инвестиционной привлекательности.

Кластер – категория рыночной экономики, поэтому имеет смысл определить зону формирования рисков, способных ограничить его деятельность, к их числу следует отнести:

– отсутствие законодательного регулирования в сфере отношений по образованию кластеров на региональном и федеральном уровнях;

– отсутствие механизма выбора объекта государственной и муниципальной поддержки из числа образованных кластеров, отсутствие государственной политики стимулирования кластеров;

– недостаточный уровень знаний в данной сфере;

– возможность монополизации управления деятельностью кластера властными структурами или управляющими компаниями в связи с низкой активностью потребителя услуг и отсутствием механизма общественного контроля;

– изолированность, стремление к самодостаточности.

Изолированность кластера в жилищно-социальной сфере опасна тем, что она создает благоприятную среду для узурпации полномочий управляющими компаниями, порождает вседозволенность и способствует нарушению прав потребителя услуг.

Кластерная инициатива может принадлежать как органам власти, так и субъектам экономической деятельности. Тогда схема направления и координации деятельности кластера строится исходя из практической целесообразности на основе принципов корпоративной ответственности.

Границы кластера открыты. Состав его участников варьируется в процессе проведения реформы жилищно-коммунальной сферы.

В процессе внедрения кластерной модели в жилищно-коммунальную сферу должна быть достигнута важнейшая цель – это изменение менталитета как предпринимателей – поставщиков услуг, так и населения – потребителей услуг, в направлении установления открытого и взаимовыгодного сотрудничества всех участников кластерного объединения на основе баланса социальных и экономических интересов.

Суммируя все вышеизложенное мы приходим к выводу, что кластерное объединение в сфере ЖКХ характеризуется:

во-первых, локальностью;

во-вторых, горизонтальным распределением и взаимосвязанностью участников финансовой, социальной, инвестиционной и экономической деятельности.

Важным требованием при формировании кластера должно стать обеспечение согласования интересов сторон за счет рационального использования жилищно-социальных активов, ответственное предоставление жизненно важных услуг, оптимизация системы расчетов, комплексное внедрение инновационных технологий.

Широкий спектр задач, решение которых призвано обеспечить интегрирование кластера в региональную и муниципальную экономики, превращение его в конкурентоспособную структурированную кластерную систему, диктует необходимость включения в состав кластера государственных и муниципальных и других организаций, которые должны обеспечить специальное обучение, поступление информации, проведение исследований; предоставить техническую поддержку или установить стандарты. Государственные органы, оказывающие существенное влияние на деятельность кластера, могут рассматриваться как его часть. И, наконец, кластер объединяет различные ассоциации и другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера, а также общественные организации потребителей жилья и коммунальных услуг.

Включение в кластер ассоциаций, профессиональных союзов и общественных организаций потребителей жилья и коммунальных услуг позволяет выявить в процессе его формирования дополнительные профессионально-общественные и социально значимые императивы, составляющие основу гражданского общества, что имеет определенное значение для выявления конкурентных преимуществ.

Исходя из логики построения кластера, суть которой заключается в соотнесении его проблем и состава участников, основные компоненты кластера составят:

– материальную основу: жилищный фонд, объекты транспортной, энергетической и иные инфраструктуры;

– экономическую основу: взаимозависимые и, в то же время, достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сфер, содержащие комплекс зданий, сооружений, в том числе промышленного, ремонтно-строительного производства и эксплуатационного обслуживания жилых домов, инженерных сетей и коммунального оборудования;

– финансово-инвестиционную основу: инвестиционные фонды, банки и другие специализированные провайдеры финансовой инфраструктуры;

– институциональную основу: государственные, муниципальные и другие организации;

– социальную основу: профессиональные союзы, ассоциации, общественные организации и объединения потребителей жилья и коммунальных услуг.

Учитывая специфику производства и доставки коммунальных услуг до конечного потребителя, связанную с наличием распределительных сетей и инженерных коммуникаций, наличием разных балансодержателей, и то обстоятельство, что услуги относятся к услугам коллективного потребления, базовыми принципами построения кластера становятся:

1) общность оказываемых услуг и относительная самостоятельность отдельных звеньев;

2) общность рынка поставщиков ресурсов; принцип технологической цепочки;

3) общность рынка сбыта услуг.

При формировании кластера важно определить ключевые факторы, способные обеспечить интеграцию социально-экономических интересов его участников. По нашему мнению, к таким факторам можно отнести:

– проведение единой ценовой и тарифной политики на рынке услуг, обеспечивающей экономическую обоснованность затрат на производство и предоставление услуг, открытость и создание условий для снижения затрат и ресурсосбережения;

– расширение объема и повышение качества производства и потребления услуг с целью удовлетворения многообразных интересов населения;

– усиление предпринимательской и социальной ответственности;

– укрепление финансовой дисциплины посредством аккумуляции финансовых потоков и обеспечения открытости и рационального их расходования;

– внедрение инновационных технологий, позволяющее перейти к рыночным методам хозяйствования;

– создание условий для привлечения инвестиций с целью решения проблем финансового обеспечения и создания современной системы финансирования;

– получение агломерационных эффектов.

Учитывая реализуемую в российских регионах модель реорганизации коммунальных отношений, методологические положения, на которые должно опираться формирование кластера, могут быть представлены следующим образом:

1. Дифференцированность социально-экономического развития территориальных субъектов делает необходимым учет особенностей региональной экономики и уровня развития субъекта Федерации и отдельных муниципальных образований.

2. Мероприятия в рамках процесса формирования кластера должны базироваться на оценке реального социально-экономического состояния отрасли.

3. Формирование как процесс предполагает обязательное прогнозирование рисков и последствий реализации запланированных мероприятий.

4. Формирование экономических отношений, конкурентной среды, направлений региональной политики в части осуществления мер социальной поддержки при оплате услуг основывается на институционально-правовом обеспечении.

5. Стратегическое развитие кластера в жилищно-коммунальной сфере невозможно без активного внедрения информационных технологий.

6. Управление основными объектами кластера должно осуществляться на базе создания новых моделей и механизмов.

Как было сказано выше, формирование кластера осуществляется по принципу общности рынка ресурсов, поставщиков, потребителей. Близость продавцов и покупателей в такой агломерации оказывает позитивное влияние на систему тарифообразования, сокращая транзакционные издержки, обусловленные вертикальной дезинтеграцией. С расширением перечня задач кластер может интегрироваться с другими кластерами региона или отдельными субъектами экономической деятельности.

В целом, экономическое содержание формирования кластера можно определить как перманентный процесс, ориентированный на ускоренное освоение жилищно-коммунальной сферой рыночных отношений и институтов с целью сбалансированной интеграции её в экономику региона.

Основу интеграции составят, во-первых, превращение коммунальных предприятий в самофинансирующиеся структуры; во-вторых, институциональные преобразования, обусловленные созданием гражданских институтов, предусматривающие повышение активности общества в области жилищных отношений посредством совершенствования законодательных норм, направленных на формирование мотивации граждан для участия в управлении.

Ресурсные возможности обеспечения данного процесса расширяются за счет концентрации и координации усилий внутри кластера.

Выявленные преимущества кластерного подхода убеждают в том, что дальнейший процесс реформирования жилищно-коммунальной сферы региона должен осуществляться на принципах кластерной модели, которые повысят роль социально ориентированных направлений развития данной сферы.

Успех формирования кластера в жилищно-коммунальной сфере во многом будет связан с правовой культурой региона, а также с политикой государственных органов и органов местного самоуправления, проводимой ими в отношении создания цивилизованных конкурентных преимуществ жилищно-коммунальной сферы на основе внедрения новых форм организации производства и управления её объектами. Приоритетным направлением в деятельности органов власти должно стать обеспечение условий для совершенствования экономических и организационно-управленческих механизмов формирования кластера.

Категория: ИА «ИНВУР» - Инновационный портал Уральского Федерального округа | Добавил: Slavik (12.03.2015)
Просмотров: 679
Всего комментариев: 0
Контактная информация
Адрес.
Адрес: 620027, Екатеринбург, улица Пушкина, 10



Телефон +7 (343) 304-79-00
naukaservis@rambler.ru
Как добраться