Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » ИА «ИНВУР» - Инновационный портал Уральского Федерального округа

В России отменили «крепостное право» управляющих компаний

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

 

ФОНД ПОДДЕРЖКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 

В России отменили «крепостное право» управляющих компаний

 

ЕКАТЕРИНБУРГ. С 1 сентября 2012 года вступило в силу постановление Правительства РФ, закрепляющее на административном уровне новые правила предоставления гражданам коммунальных услуг. Конечно, де-факто они уже действуют в сфере ЖКХ. В частности, теперь каждый житель многоквартирного дома должен платить за потребление коммунальных услуг в местах общего пользования (подъезд, придомовая территория). Плата будет распределяться пропорционально размеру общей площади жилья. Если в доме нет общего прибора учета, то действуют специально вводимые нормативы.

 

Еще одна новация – уменьшение длительности терпимой просрочки по коммунальным платежам. Если ранее отключить воду-тепло-свет можно было жильцу, копившему долг полгода, то с 1 сентября этот срок сокращен до 3 месяцев.

 

Впрочем, новые правила содержат одну норму, которая в перспективе может сильно повлиять на рынок коммунальных услуг.

 

Как пояснили в ГУП Свердловской области «Облкоммунэнерго», теперь жильцы смогут заключать прямые договоры с поставщиками тепла, воды, электричества и платить за поставленные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, а не управляющим компаниям. Решение о переходе на такой способ расчетов должно быть принято на общем собрании собственников квартир. Подобный порядок расчетов поможет избежать накопления задолженностей по коммунальным услугам, а также не позволит УК задерживать на своих счетах деньги граждан.

 

Это событие мы попросили прокомментировать нашего постоянного эксперта Сергея БАЖЕНОВА, заместителя директора Института экономики Уральского отделения РАН, кандидата экономических наук:

 

- В последнее время все чаще и чаще люди разного социально-общественного положения, образования и возраста стали задаваться вопросом: почему реформа жилищно-коммунального комплекса России идет через пень-колоду, обнажая все новые и новые проблемы, «узкие места»?

 

На мой взгляд, главная ошибка здесь - в неверно избранной стратегии и тактике. Идеологи реформы уподобились Егору Гайдару, который в начале 90-х гг. посчитал, что, мол, «рынок сам все выстроит», а государству в эту сферу заходить не надо. Иначе говоря, ЖКХ пустили в свободное плавание, не обозначив каких-либо правил игры, и сегодня, увы, мы пожинаем плоды этой наивной политики.

 

Хотя нельзя не признать: в последние годы в России было немало сделано для продвижения ЖКХ к настоящему рынку. Так, в регионах прошла приватизация квартир и формирование рынка жилья; были разделены полномочия по хозяйствованию; определен новый порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг; введена система адресной социальной помощи гражданам; проведена передача объектов этой инфраструктуры с государственного на муниципальный уровень; в ряде городов и районов появились расчетно-кассовые центры; в «коммуналку» стали приходить частные структуры и подрядные организации; возникла идея концессионных соглашений...

 

Однако в целом обслуживание жилищного фонда в стране в целом и в Свердловской области – в частности до сих не преследовало защиту прав потребителей, и поэтому население регионов сохраняло стойкое безразличие к существующей системе, а реформа отрасли «буксовало». То есть, несмотря на рыночную направленность изменений в российском ЖКХ, говорить о создании эффективных механизмов антикризисного управления в данной сфере было преждевременно, поскольку в ней не возникло рыночных позиций – ни у потребителей коммунальных услуг, ни у их производителей.

 

Сейчас же, на мой взгляд, появился реальный шанс приостановить кризис в коммунальной сфере, а самое главное - вплотную  подойти к самому сложному периоду реформы отрасли, когда человек, гражданин, потребитель становятся главным звеном в системе ЖКХ, на интересы и запросы которого будут ориентироваться поставщики тепла, воды, электроэнергии и других коммунальных услуг.

 

Для этого нужно шире распространять практику конструктивного взаимодействия администраций муниципальных образований с территориальными органами самоуправления (ТОС) и советами многоквартирных домов.

 

В частности, опыт работы советов многоквартирных домов в Тюмени, Волгограде, Перми, Южноуральске позволяет проводить оперативный мониторинг качества поставляемых населению услуг. «Зашевелились» и свердловчане. В конце лета в Асбесте, например, был создан первый общественный совет жильцов. Образовался он в доме № 2/2 на улице Лермонтова.  Конечно, собственники квартир здесь делают лишь первые шаги, но действуют очень правильно - начинают активно участвовать в управлении зданием, следить за порядком во дворе и подъездах, решать проблемы озеленения и  автопарковок. Члены совета, жильцы теперь просто вынуждены плотно изучать российское законодательство, вникать в суть всех жилищных вопросов, теснее, чем прежде, взаимодействовать с управляющей компанией. До этого здешние жители просто отказывались что-либо менять в своих укоренившихся привычках и системе самоуправления отраслью.

 

Подобный опыт активно приживается сейчас в Екатеринбурге, Каменске-Уральском, других городах Свердловской области. Чем же он хорош?

 

Это – очень интересная экспериментальная площадка. Дело в том, что местные ТСЖ получают возможность управлять не только своими домами, подъездами и «трубами», но и окрестной дворовой территорией. Создавая ассоциации домовладельцев, они берут под свою опеку целые кварталы и микрорайоны, сами определяют, как должна выглядеть их среда обитания, заботятся о поддержании порядка близ жилищ, строят детские и спортивные площадки – словом, по своему усмотрению распоряжаются собственностью. А кто, как не они заинтересованы в наиболее выгодном использовании чердаков, подвалов, придомовых земельных участков, а также сохранении своей собственности для детей, внуков, в повышении ее стоимости и одновременно - снижении затрат на текущую эксплуатацию?

 

В итоге тарифы на содержание жилья в «управляемых» многоквартирных домах становятся ниже муниципального уровня. Это результат работы договоров на техническое обслуживание и эксплуатацию объектов, что обеспечивает стабильное функционирование всех систем энергоснабжения, позволяет ликвидировать лишнее звено в цепи «производитель-потребитель» - оптовых перепродавцов тепловой и электрической энергии, значительно уменьшив стоимость этих услуг. Где, у кого, по каким ценам приобретать топливо, сегодня решают сами советы домов, а поставщиков они выбирают по конкурсу. Не случайно квартирная плата в товариществах многоквартирных домов производится, как правило, на основании сложившейся сметы затрат. Оплата коммунальных услуг (тепло, вода и проч.) осуществляется строго по установленным тарифам. Убытки коммунальщиков сокращаются, их доходы растут. И – все довольны.

 

Муниципальным властям при таком раскладе остаются лишь хлопоты по содержанию общегородских коммуникаций (включая транспортные магистрали), трамвайных остановок, работа по чистке водоемов, парков и скверов.

 

Остается надеяться, что жители и других муниципальных, поселковых образований региона, наконец, поймут, что ждать «милостей от ЖКХ» нельзя, дело надо брать в свои руки. Тем более, что соответствующий федеральный закон - на стороне населения.

 

Источник: www.uiec.ru

Категория: ИА «ИНВУР» - Инновационный портал Уральского Федерального округа | Добавил: Slavik (12.03.2015)
Просмотров: 498
Всего комментариев: 0
Контактная информация
Адрес.
Адрес: 620027, Екатеринбург, улица Пушкина, 10



Телефон +7 (343) 304-79-00
naukaservis@rambler.ru
Как добраться