Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » ИА «ИНВУР» - Инновационный портал Уральского Федерального округа

Мнение эксперта. Жизнь заставит навести порядок в коммунальной сфере

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

ФОНД ПОДДЕРЖКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Мнение эксперта. Жизнь заставит навести порядок в коммунальной сфере

 

Екатеринбург. 23 мая с.г. на нашем сайте со статьей «Основные направления формирования инновационного кластера ЖКХ» выступил Сергей БАЖЕНОВ, заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, кандидат экономических наук.

В статье рассказывалось, как этот ученый защищал в Челябинском государственном университете диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук. Тема его работы была редкой и весьма необычной - «Концептуальные подходы к формированию жилищно-социального кластера региона».

И вот на днях стало известно, что власти Курганской области обратились к уральскому ученому с предложением – реализовать в их регионе разработанную идею на практике.

Еще раньше интерес к научной работе ученого-экономиста выказали в Законодательном Собрании региона, тем более, что положения диссертации вполне сочетаются с Концепцией комплексной программы развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, а также в Думе Екатеринбурга, городском департаменте по жилищно-коммунальному хозяйству, Думе города Нижнего Тагила, ряд экономических и технических вузов, которые усмотрели в научных наработках готовое учебное пособие…

Возникает закономерный вопрос: почему власти соседнего региона с ходу ухватились за ноу-хау, которое, как говорят эксперты, отличается несомненной актуальностью исследованной проблемы, научной новизной и ее практической значимостью, а на родине исследователя его труд так и остался пока не востребованным? Особенно если учесть, что система российского ЖКХ находится сегодня в системном кризисе, а все попытки вывести ее из дотационного режима, сделать рыночной, привлекательной отраслью, увы, раз за разом терпят неудачу.

Поэтому мы снова решили связаться с Сергеем Баженовым и выяснить, насколько далеко ему удалось продвинуться в реализации перспективных «коммунальных» замыслов.

- Каким образом соседи из Зауралья узнали о вашей разработке?

- В конце мая большая группа ученых Института экономики УрО РАН побывала на выставке «Дни малого и среднего бизнеса Курганской области-2012», которая была приурочена ко Дню российского предпринимательства. Одним из наиболее заметных событий этого праздника стал круглый стол «Экономические институты и инструменты конкурентного поведения субъектов РФ и муниципальных образований». Он собрал 70 человек, представляющих органы исполнительной власти Курганской области, местного самоуправления, высших и средних учебных заведений, инновационной инфраструктуры, коммерческих и предпринимательских структур, общественных организаций.

Я представил участникам круглого стола научный доклад "Основные направления формирования социального кластера в ЖКХ", рассказал, что жилищно-коммунальная сфера обладает необходимой совокупностью объективных и субъективных предпосылок для инновационных преобразований, и прежде всего - через внедрение современных управленческих подходов к решению существующих проблем. Одним из таких перспективных подходов являются кластеры, но, подчеркну, не как механическое соединение жилищного фонда, коммунальных предприятий и сопряженных отраслей, а именно как система, одновременно направленная и на качественное удовлетворение жилищно-коммунальных потребностей населения, и на развитие самоорганизационных и саморегулируемых основ.

Правительству Курганской области, очевидно, эта идея понравилась, и оно решило попробовать изменить ситуацию в сфере ЖКХ к лучшему.

- Многие уверены, что жилищно-социальные кластеры – это теоретическая новинка, не более…

- Весной этого года я побывал на восьмой Уральской универсальной выставке «ЖКХ-ПромЭкспо 2012» и отметил, что сфера ЖКХ становится все более технологичной, насыщенной новыми приборами и передовыми техническими решениями. Так, мое внимание привлек стенд екатеринбургского Единого Расчетного Центра, презентовавшего уменьшенный вариант современного районного отделения компании, в котором клиент может воспользоваться самым широким спектром услуг. К примеру тут можно и проконсультироваться со специалистом, и оформить документы на получение субсидий, получить карту «Фрисби» для оплаты жилищно-коммунальных услуг, зайти в «Личный кабинет», воспользоваться всеми возможными online предложениями: посмотреть начисления и платежи по лицевому счету, передать показания приборов учета и посмотреть архив переданных показаний, распечатать квитанцию и т д..

Но еще раньше, как мы знаем, в Свердловской области был создан Региональный информационный центр, быстро ставший одним из передовых расчетных организаций края, где внедрятся современные методы оплаты услуг ЖКХ. Сегодня ОАО «РИЦ» работает на территории десятков муниципальных образований области, а количество его абонентов уже перевалило 100 тысяч человек. При этом сеть филиалов и представительств РИЦ продолжает расширяться. В 2012 году, по планам, его представительства начнут работу еще в 20 муниципалитетах Среднего Урала.

- Чувствуется, говорите вы об этом неспроста…

- Так ведь все дело в том, что и ЕРЦ, и РИЦ – по сути, готовые ячейки (структуры) будущего жилищно-социального кластера! Речь лишь о разных уровнях управления.

- Вы хотите сказать, что подобные кластеры могут появиться не только в Екатеринбурге с его мощной, сложившейся инфраструктурой, но и в городах, районах Свердловской области?

- Совершенно верно. Возьмем региональный уровень. Субъектами жилищно-социального кластера (ЖСК) могут являться органы власти субъектов Федерации в лице соответствующих министерств или департаментов, НИИ и образовательные центры, РИЦ, в функции которого также могут войти мониторинг системы тарифообразования, разработка набора услуг и рекомендаций для управляющих компаний, плюс службы (центры) переподготовки кадров – как управленческого звена, так и технических специалистов ЖКХ.

А теперь опустимся «этажом» ниже. На муниципальном уровне участниками ЖСК могут стать органы муниципальной власти, градообразующие предприятия (на основе государственно-частного партнерства), ЕРЦ (или филиалы, представительства РИЦ), предприятия ЖКХ и управляющие компании, образовательные центры и службы переподготовки рабочих специальностей отрасли, общественные организации и объединения. И, разумеется, потребители услуг и жители данной территории.

Причем, ЕРЦ должен не только собирать деньги, как сейчас, но и информировать население (основных потребителей) о динамике, тарифообразующих составляющих, оперативно обращать на это внимание органов власти.

- А в сельских поселениях все останется по-старому?

- Ну почему же? Жилищно-социальный кластер может быть создан и на уровне микрорайонов, поселковых образований. В ЖСК могут войти органы местной власти, структуры естественных монополий (энергетики, газовики, дорожные службы, предприятия связи и др.), участвующие в предоставлении, представители потребителей этих услуг – жители данной территории.

- Чем же ЖСК будут отличаться друг от друга?

- Своими функциональными задачами. При этом ключевую роль призваны играть органы власти. Скажем, на региональном уровне – это сбор, систематизация информации, минимизация оплаты услуг ЖКХ за счет некоторого покрытия расходов и издержек за счет федеральных и областных бюджетов, контроль за тарифами.

На муниципальном уровне предстоит решать проблемы четкой регламентации тарифообразования и предоставления услуг ЖКХ, по строительству и ремонту дорог, озеленению, благоустройству со стороны естественных монополий, частных компаний и предприятий; созданию четкой системы по оптимизации и уменьшению потерь при транспортировке всех видов ресурсов, которые, как известно, в России чрезвычайно велики. Ведь мировой опыт показывает: вместо того, чтобы тащить в город многокилометровую трубу по теплу, проще построить сеть внутриквартальных мини-котельных (в подвалах и на крышах домов, в отдельно стоящих зданиях), в результате чего затраты и потери сокращаются, как минимум, в два раза! В Чехии, например, каждый 8-квартирный дом имеет собственные очистные сооружения!

Что касается муниципального ЖСК, то ему придется, прежде всего, плотно заниматься закупкой передовых машин, механизмов, оборудования, внедрением энергосберегающих и иных современных технологий. Другая важная задача – поиск новых источников питьевого водоснабжения для населения. В советское время, напомню, во всех городах и районах области были разведаны и пробурены собственные скважины для подачи качественной питьевой воды жителям территории. Сейчас это, увы, позабыто. И что течет из водопроводных кранов – хорошо известно…

Наконец, на самом нижнем уровне этой «пирамиды» жилищно-социальные кластеры могли бы продуктивно заниматься оптимизацией расходов, что в итоге приведет к снижению стоимости тарифов за счет экономии, более качественной транспортировки населению электроэнергии, газа, воды и тепла, оперативно решать вопросы водоотведения и т.д. Здесь так и просится создание некоей корпорации по объединению финансовых и экономических ресурсов для приобретения и эксплуатации более совершенной техники, энергосберегающего и другого эффективного оборудования.

И что мы в итоге видим? У каждого уровня ЖСК – свой уровень компетенции и ответственности. Ведь главное в том, что жилищно-коммунальный комплекс – та сфера услуг, которая, как всякая специфическая деятельность, объективно, а возможно – и гораздо сильнее, чем другие, нуждается в грамотном и четком управлении, цель которого – удовлетворение потребностей граждан в необходимых услугах, повышение эффективности работы предприятий ЖКХ и обеспечение приемлемого уровня их прибыльности.

- Поймут ли ваши выкладки жители региона?

- Поймут. Сегодня, как показывают социологические опросы, наших земляков больше всего волнует именно качество коммунальных услуг – в сфере тепло-, водоснабжения, газификации, благоустройства, капитальных и текущих ремонтов. Много вопросов к работе управляющих компаний, ТСЖ, порядку начисления платы за услуги ЖКХ, в том числе - за общедомовое потребление, а также к порядку применения и уровню тарифов на коммунальные услуги. Только от необоснованного прекращения горячего водоснабжения в Свердловской области ежегодно страдает около 500 тысяч жителей. А наибольшее количество жалоб поступает от жителей Первоуральска, Полевского, Камышловского, Верхотурского, Невьянского, Талицкого, Ирбитского и Белоярского городских округов. Наименьшее - от жителей Серова, Сухого Лога, Березовского и Верхней Пышмы.

- А когда, по-вашему, и власти Среднего Урала обратятся к вашей идее?

- Не знаю. Но их сегодняшнее «молчание», думаю, вызвано только тем, что бюджеты на текущий год уже сверстаны, работают, а найти «лишние» деньги на незапланированный проект все-таки очень сложно.

Однако жизнь заставит навести порядок в коммунальной сфере. И нужно искать новые, нестандартные решения. Не валить все на плечи населения, а искать выход из системного кризиса ЖКХ всем миром... 

 

Категория: ИА «ИНВУР» - Инновационный портал Уральского Федерального округа | Добавил: Slavik (12.03.2015)
Просмотров: 509
Всего комментариев: 0
Контактная информация
Адрес.
Адрес: 620027, Екатеринбург, улица Пушкина, 10



Телефон +7 (343) 304-79-00
naukaservis@rambler.ru
Как добраться