Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » ИА «ИНВУР» - Инновационный портал Уральского Федерального округа

Мнение эксперта. Силовое давление – как средство достижения целей

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

 

ФОНД ПОДДЕРЖКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Мнение эксперта. Силовое давление – как средство достижения целей

 

Екатеринбург. Российская экономика, похоже, вступает в новый период своего развития, опять приобретая уже полузабытые с 90- гг. прошлого века черты. В общем и целом их можно охарактеризовать, как скрытое давление олигархов на официальную власть. На Западе эти действия называются просто и без затей – шантаж. У нас же они подаются под соусом «оптимизации работы» отечественного бизнеса.

 

Ловкие финты «Газпрома»

 

Первым стойкость Кремля решил проверить государственный концерн «Газпром». Еще в первой половине года, во время так называемых «тарифных каникул» представители топливного монополиста принялись зомбировать общественное мнение: цены на газ для зарубежных и внутренних потребителей необходимо выровнять, этого, мол, требуют и интересы России в связи с ее вступлением в ВТО. И когда 1 июля «каникулы» закончились, внутрироссийский тариф на «голубое топливо» ожидаемо подскочил сразу на 15 процентов, хотя объективных причин для этого не существовало!

Дело в том, что нынче «Газпром» опять признали самой прибыльной компанией мира (около 45 млрд. долларов за 2011 год, а пару лет назад концерн заработал на российском рынке немыслимо рекордную сумму – 1 трлн. рублей). При этом «Газпром» обошел всех коллег по нефтегазовой отрасли вроде Exxon Mobil и других.

СПРАВКА:

ОАО «Газпром» - крупнейшая газовая компания планеты: 20 процентов мировой и 90 процентов российской добычи. Ей принадлежит самая протяженная в мире система транспортировки газа - 155 тыс. километров. Компания экспортирует его в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья. Сейчас ведется строительство крупнейших газопроводов в Европу – «Северный поток» (на днях завершена уже 2-я очередь) и «Южный поток». На Баренцевом море «Газпром» осваивает Штокмановское месторождение. Располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа - 17 процентов мировых и 60 процентов российских. Их текущая стоимость оцениваются в $138,6 млрд.

На ближайшее будущее компания ставит перед собой внушительные цели – дальнейшая разработка новых месторождений и увеличение добычи на уже существующих, интеграция в систему европейских распределительных сетей, строительство новых газопроводов. Контрольный пакет акций «Газпрома» - 50,002 процента - принадлежит государству.

Зачем же, имея такие прибыли, задирать цены внутри страны?

Во-первых, объясняют аналитики, почти всю прибыль «Газпром» тратит на новые месторождения и трубопроводы. Во-вторых, «честная» цена, дескать, заставит россиян бережнее относиться к энергоресурсам и внедрять энергосберегающие технологии. А за вычетом транспортировки и экспортной пошлины, настаивают в концерне, цена в России будет лишь в половину европейской. Но при этом сделать к 2015 году зарплаты, равнодоходные со Старым Светом, нам пока никто не обещает!

А ведь «Газпрому», благодаря его долгосрочным контрактам, в ближайшие 10 лет на европейском рынке абсолютно ничего не грозит. Сжиженный природный газ (по­ставляется танкерами) в какой-то момент действительно оказался дешевле российского трубного топлива. Но в февральские холода цена на европейском рынке СПГ выросла до 700-800 долларов за 1 тысячу кубов. Поэтому спрос на газ в мире будет только расти: увеличивается население, ему нужно больше ресурсов, газ гораздо экологичнее нефти и угля, он начинает отвоевывать позиции у «черного золота» даже в качестве моторного топлива. Поэтому Европе потребуется больше и сжиженного газа - из Африки, и трубного - из России. А вот сланцевый газ - зверушка, которая хорошо прижилась только в Северной Америке. Он очень дорог, да и разработка сланцев в Европе ограничена требованиями экологии и безопасности.

Однако свой вклад в «олимпийские» достижения концерна вносят и простые российские потребители, которые исправно оплачивают дорогие прожекты нашего газового гиганта. Почему же «Газпром» требует у правительства все новых и новых преференций. Что это за кровопийство?

Начнем с того, что на новые месторождения и трубопроводы «Газпром» тратит далеко не всю свою прибыль. Баснословные дивиденды оседают в карманах топ-менеджеров и ведущих акционеров компании. А другая, не менее солидная часть средств, регулярно тратится на поддержание устойчивого имиджа компании в Европе.

Совсем недавно, например, «Газпром» стал спонсором английского футбольного клуба «Челси»: компания будет «поставлять ему газ, электричество и участвовать в других проектах», что принесет концерну рекламу на рынках Европы и Азии. Но это же получается, что деньги государственной российской компании начнут перетекать в карман хозяина клуба - российского олигарха Романа Абрамовича, живущего ныне в Лондоне! Интересно, кто санкционировал такую сделку?

А ведь это не единственное спонсорство «Газпрома»: помимо российских клубов – футбольного «Зенита» и хоккейного СКА из Питера – за счет средств российских налогоплательщиков и потребителей газа он поддерживает немецкий «Шальке 04» и голландский «Витесс».

Но, получая немалые прибыли в России, газовый гигант просто плюет на отечественного потребителя, перекрывая ему трубу даже тогда, когда он платит вовремя и добросовестно. А добрая треть населения страны до сих пор не имеют возможности пользоваться «голубым топливом»! Подсчитано: если бы «Газпром» хотя бы на год отказался от всех спонсорских вливаний в футбол, хоккей и другие виды спорта, на эти деньги можно было бы провести газ для 20000 российских семей. Как говорится, лучше рекламы и не придумаешь!

Удивительно, но кроме шантажа российских властей «Газпром» в последнее время занялся и откровенным жульничеством.

Недавно Совет Федерации был вынужден обратиться в Министерство спорта России, попросив провести проверку выплат футболистам петербургского клуба «Зенит», которым в прошлом году было перечислено более 50 процентов средств регионального Фонда социального страхования.

По материалам Счетной палаты РФ, 12 футболистам этого клуба «в связи с легкими травмами» было выплачено пособий на общую сумму около 162 миллионов рублей. А эта сумма, между прочим, составляет 53,5 процента от общей суммы расходов Санкт-Петербургского регионального отделения ФСС по данной статье!

В то же время ФК «Зенит» выплатил в бюджет ФСС всего 6,197 миллиона рублей страховых взносов. В итоге, по данным ведомства, сумма пособий игрокам клуба превысила сумму уплаченных страховых взносов примерно на 156 миллионов рублей! Получается, что на редкость странная практика оформления спортивных травм осуществлялась за счет рабочих города.

В последнее время «Зенит», владельцем и спонсором которого является «Газпром», оказался втянутым в еще один скандал, связанный с тем, что в начале сентября этот клуб приобрел форварда сборной Бразилии и португальского «Порту» Халка, а также полузащитника сборной Бельгии и португальской «Бенфики» Витселя, установив «рекорд» российского футбола. Ведь общая трансферная стоимость двух игроков, по разным оценкам, от 80 до 100 миллионов евро! А Халк стал самым дорогим футболистом, которого когда-либо покупали в истории российского футбола.

Не случайно в конце сентября игрок «Зенита» Игорь Денисов отказался выходить на поле в матче с «Крыльями Советов», потребовав у руководства клуба повышения зарплаты. Но после этого он был тут же переведен в дублирующий состав. А Счетная палата после таких «эксклюзивных» закупок петербургского «Зенита» решила снова проверить непрофильные расходы госкомпаний.

Интересно, что Президент России Владимир Путин, комментируя данную ситуацию, заявил, что в высоких тратах российских футбольных клубов на иностранных игроков есть свои плюсы, поскольку миллионы любителей спорта «хотят видеть мировых звезд», которые «находятся на самом своем пике, на подъеме». При этом президент отметил, что дорогих футболистов покупает не государство, а компании, владеющие клубами. Но ведь «Газпром»-то - не частная структура! Но мы с вами, оплачивая в своих квартирах природный газ по завышенным ценам, почему-то должны формировать инвестиционные и спортивные программы концерна-монополиста!

 

Спор олигархов

 

А в конце нынешнего лета разразился так называемый «алюминиевый кризис», который на этот раз вплотную затронул и Свердловскую область. Шантаж, как рычаг давления на власти, конкурентов и простых рабочих, решил испробовать известный магнат Олег Дерипаска.

На совете директоров «РусАла» 17 августа было принято решение сократить до 2018 года 275 тыс. тонн мощностей по выплавке первичного алюминия на Надвоицком, Богословском, Волховском и Новокузнецком алюминиевых заводах, из которых первым под сокращение почему-то попал уральский БАЗ. Почему? О.Дерипаска объяснил это непомерно высокими тарифами на электроэнергию, которые сложились в Свердловской области.

СПРАВКА:

Богословский завод - одно из старейших в российской алюминиевой промышленности предприятий. Строили его во время Великой отечественной войны - с 1940-го по 1945-й год. Снабжение БАЗа электроэнергией, как и всех производств военного времени, возлагалось на местную и столь же старую ТЭЦ, которая отапливала также город. Уже к концу 60-х гг. стало ясно, что по себестоимости первичного алюминия БАЗ не сможет конкурировать с заводами в Братске и Красноярске. Поэтому рост объемов производства алюминия на нем заморозили, а ставку сделали на производство глинозема из местных бокситов (для нужд сибирских алюминиевых гигантов).

В начале 90-х гг. БАЗ был приобретен структурами Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника и включен в группу СУАЛ, которая не стала проводить здесь никакой модернизации, а лишь увеличила загрузку электролизеров и выпуск алюминия.

После слияния активов «РусАла», СУАЛа и Glencor в 2006 году значимость БАЗа внутри объединенной структуры резко понизилась. Если в СУАЛе Богословский завод был вторым по мощности производителем алюминия и крупнейшим поставщиком глинозема, то внутри «РусАла» на его долю пришлось лишь 4 процента установленных мощностей по производству алюминия. В результате основной поток инвестиций внутри «РусАла» пошел на его базовые предприятия в Сибири. Эффективная эксплуатация электролизного производства БАЗа была возможна только в период высоких цен на алюминий, которые держались до 2009 года. Сразу же после их падения «РусАл» сократил тут производство почти на треть, а в 2011 году начал ликвидацию ранее законсервированных электролизеров старых серий. Тогда же было объявлено о возможности полной остановки завода. Единственным способом решения проблемы «РусАл» называл приведение цены на электроэнергию для БАЗа к уровню тарифов для промышленных потребителей в Иркутской области и Красноярском крае. То есть речь шла о требовании 2-3-кратного снижения тарифов по сравнению со всеми остальными промышленными потребителями!

Митинги протеста против закрытия электролизного производства на Богословском алюминиевом заводе, прошедшие, как уже много писалось в СМИ, 2 августа в Краснотурьинске, заставили вмешаться в ситуацию не только губернатора Свердловской области, но и Правительство России. Думаю, почти все СМИ совершенно правильно увязали эту историю с разборками между совладельцами «РусАла» Олегом Дерипаской и Виктором Вексельбергом: первый из них контролирует текущую деятельность «РусАла», а значит, и БАЗа, а второй - местную ТЭЦ, которая после реорганизации «Свердловэнерго» вошла в состав ТГК-9, приобретенной КЭС-холдингом, и до сих пор поставляет энергию на завод.

Вспоминая эту «вязкую» историю, журнал «Эксперт», помнится. писал, что «РусАл» предложил КЭС-холдингу выкупить ТЭЦ. Такое решение в начале декабря 2011 года было поддержано на одном из совещаний, которое проводил Владимир Путин. Однако при этом покупателя неожиданно отяготили обязательствами по строительству в городе новой ТЭЦ и соответствующими договорами о предоставлении мощности (ДМП). БАЗ должен был получить скидку на электроэнергию за счет прямого подключения к сетям Федеральной сетевой компании. Однако через несколько месяцев стало ясно, что решение проблемы в таком варианте невозможно.

Во-первых, выяснилось, что пониженный тариф на электроэнергию оказался явно недостаточным. Во-вторых, сделка по продаже Богословской ТЭЦ оказалась не выполненной из-за принципиально разной оценки ее стоимости. Ernst & Young, нанятый КЭС-холдингом, оценил ее вместе с обязательствами по ДПМ более чем в 3,5 млрд. рублей, что превышало первоначальные оценки «РусАла» почти в 4 раза. В итоге ему не удалось добиться от КЭС пересмотра стоимости, и обе стороны прекратили какие-либо переговоры.

Однако на этот раз массовые митинги против закрытия электролизного подразделения БАЗа сыграли только на руку «РусАлу». Через несколько дней на встрече губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева с вице-премьером Аркадием Дворковичем было объявлено, что алюминиевое производство на БАЗе, который является главным источником приличных зарплат в Краснотурьинске, будет обязательно сохранено. Минэнерго РФ было поручено найти дополнительные источники для снижения цены на электроэнергию при условии, что «РусАл» в течение двух недель представит стратегию развития завода. Это означало, что БАЗ получал возможность закупать электроэнергию напрямую - либо у Белоярской АЭС, либо у какой-то другой энергокомпании с относительно дешевой генерацией в одном из соседних регионов.

Отметим, что Олег Дерипаска долго игнорировал призывы свердловских властей и упорно не появлялся в своей уральской вотчине. Сумев проявить завидную выдержку и лоббистский потенциал, вновь, как и в случае с Пикалево, олигарх не проиграл, получив значительные преференции от государства для явно убыточного промышленного актива.

Совершенно ясно, что в перспективе Свердловская область по-прежнему останется регионом с более высокими ценами на электроэнергию, и БАЗ сможет приносить прибыль «РусАлу» ровно до тех пор, пока будет действовать льготный тариф на электроэнергию. Обещание «РусАла» провести техническое переоснащение предприятия тоже можно подвергнуть большому сомнению: в настоящее время компания усиленно занимается строительством двух крупных алюминиевых заводов в Богучанах и Тайшете, что в сочетании с насущной модернизацией производств в Братске и Красноярске, а также значительной долговой нагрузкой ляжет на плечи компании тяжким грузом.

Так что проблемы у БАЗа все равно останутся, а его дальнейшая судьба выглядит неопределенной.

По планам КЭС-холдинга, после 2014 года Богословская ТЭЦ будет полностью выведена из эксплуатации, а строящаяся для ее замены Новобогословская ТЭЦ по техническому проекту не имеет даже физической возможности выдать пар на глиноземное производство БАЗа. А без этого производства завод вообще теряет всякую ценность. Как утверждают в КЭС-холдинге, «новая ТЭЦ изначально проектировалась с учетом снабжения паром глиноземного производства БАЗа, но впоследствии «РусАл» почему-то отказался от заключения долгосрочного договора на поставку теплоносителя. Поэтому сейчас техническая конфигурация и экономика проекта с Богословским алюминиевым заводом, как с потенциальным потребителем, никак не связаны».

Однако «РусАл» уже вошел во вкус и вскоре «выбил» налоговые каникулы у… правительства Ямайки.

Представитель компании сообщил министру науки, энергетики и горной промышленности Ямайки Филиппу Полвеллу, что в октябре 2012 года будет остановлено глиноземное предприятие Ewarton - последний работающий и принадлежащий РусАлу на острове глиноземный завод, а 600 его работников, дескать, попадут под сокращение. Иного выхода нет. И правительство Ямайки согласилось на год освободить от налогов бокситы, поставляемые на Ewarton. По соглашению сторон, этот договор может быть затем продлен. По данным представителей алюминиевого холдинга, теперь РусАл к 2015 году планирует даже построить угольную электростанцию для снабжения энергией своего заморского завода. Стоимость проекта - 100 миллионов долларов США. В перспективе же российская компания готова вернуть в работу два других, принадлежащих ей ямайских завода - Kirkvin и Alpart, которые были остановлены еще в мае 2009 года.

 

Дорожные мотивы

 

Как известно, государство каждый год выделяет на поддержку пассажирских перевозок в плацкартных и общих вагонах субсидии, поэтому тарифы устанавливались ниже экономически обоснованного уровня. Так, средняя стоимость билета в плацкартном вагоне составляла 1200 рублей, из которых пассажир платил 800 рублей, а 400 - государство.

Эта господдержка достигала около 30 миллиардов рублей в год. Но в РЖД заявили, что на эти цели необходимо выделять, как минимум, 36 миллиардов. Иначе стоимость билетов на плацкартные места для пассажиров, не имеющих прав на льготы, в следующем году может вырасти сразу на 60 процентов!

СПРАВКА:

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») - вертикально интегрированная компания, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. По состоянию на 2012 год входила в тройку крупнейших транспортных компаний мира.

Единственным акционером общества является Российская Федерация. От её имени полномочия акционера осуществляются Правительством РФ.

Президент ОАО «РЖД» - Якунин (с 14 июня 2005 года).

Основные направления коммерческой деятельности компании — грузовые и пассажирские перевозки. Доля РЖД в грузообороте транспортной системы РФ составляет около 42 процентов, в пассажирообороте — около 33.

Во владении ОАО «РЖД» 99 процентов железнодорожных магистралей в России общей протяжённостью 85 тыс. км, станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами. По протяжённости электрифицированных магистралей (43 тыс. км) Россия занимает первое место в мире. Компания присутствует в 79 субъектах России и планирует экспансию ещё в пять.

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2010 год достигла 315 млрд. рублей.

Ежегодно ОАО «РЖД» перевозит свыше 1 млрд. пассажиров и 1 млрд. тонн грузов. По заявлениям ОАО «РЖД» пассажирские перевозки за исключением отдельных высокодоходных направлений являются убыточными. Убытки покрываются частично за счёт компенсаций из бюджета, а по большей части - с помощью перекрёстного субсидирования.

Поясним: имеющийся дефицит раньше покрывался за счет сокращения расходов РЖД на обновление парка поездов, а также доходов от перевозок в СВ и купейных вагонах. Как заявил в начале октября вице-президент компании Михаил Акулов, в 2013 году Минфин России предложил выделить из бюджета сумму « в два раза ниже, чего нам было мало».

Речь о том, что Минфин планировал выделить в 2013 году на поддержку всего пассажирского железнодорожного сообщения (в том числе и пригородного) 40 миллиардов рублей, а в 2015 году - 22 миллиарда рублей. Но РЖД оценил собственные потребности в субсидиях в 2013-2015 гг. в 73,1 миллиарда и 74,7 миллиарда рублей соответственно.

Правительство решило не уступать. В итоге противостояние сторон обернулось тем, что повышение цен на билеты, если это решение все-таки вступит в силу, коснется 70 процентов российских пассажиров. Ну и что! Минфин предлагает вообще отменить субсидирования железнодорожных перевозок для граждан 23-60 лет. «Нет смысла давать льготы всем, - цинично заявил министр финансов Антон Силуанов. - Если ты в трудоспособном возрасте - извини, заплати по полной».

При этом г-ну Силуанов почему-то даже в голову не пришло, что у большинства российских граждан зарплаты, пенсии, стипендии если и растут, то вовсе не такими темпами, как услуги железнодорожников и его личное жалованье.

Анализируя данную ситуацию, невольно приходишь к выводу, что олигархи, воротилы отечественного бизнеса, возможно, почувствовали какую-то слабость нынешней вертикали власти, которая вызвана либо переставшей действовать «равноудаленностью» бизнеса от политики, либо системными ошибками в управлении и планировании, либо хорошей информированностью о новой волне наступающего глобального кризиса.

Тем не менее, главная причина новых тенденций силового давления на власть, думаю, кроется все-таки в ином. В России до сих пор отсутствует долгосрочная и эффективная промышленная политика, которая должна ориентироваться не на заигрывание с бизнес-элитой страны, не на сырьевой сектор и производство низких переделов, а на прорывные, высокие технологии, экономику знаний, на объединение всех здоровых сил общества для решения стратегических и жизненно важных для государства задач.

Сергей БАЖЕНОВ,

заместитель директора Института экономики

Уральского отделения РАН,

кандидат экономических наук

Категория: ИА «ИНВУР» - Инновационный портал Уральского Федерального округа | Добавил: Slavik (12.03.2015)
Просмотров: 498
Всего комментариев: 0
Контактная информация
Адрес.
Адрес: 620027, Екатеринбург, улица Пушкина, 10



Телефон +7 (343) 304-79-00
naukaservis@rambler.ru
Как добраться