Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » ИА «ИНВУР» - Инновационный портал Уральского Федерального округа

Мнение эксперта. ЖКХ - под народный контроль!

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

 

ФОНД ПОДДЕРЖКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Мнение эксперта. ЖКХ - под народный контроль!

 

Екатеринбург. Соглашение о сотрудничестве в развитии общественного контроля за реформой жилищно-коммунального хозяйства подписали на днях правительство Свердловской области и общественная организация «НП ЖКХ «Развитие». Основой достигнутых договоренностей станет создание регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ.

 

Комментарий заместителя директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктора экономических наук Сергея Баженова:

 

- Проблем в отечественном ЖКХ немало. Они давно известны и регулярно выносятся на обсуждение самых различных уровней. Вот и в ходе разгоревшейся на недавнем заседании Госсовета дискуссии отмечалось, что в сфере ЖКХ сегодня очень много случайных людей. «Коммуналка» продолжает оставаться плохо управляемой, непрозрачной и криминальной сферой. Здесь - настоящее раздолье для тех, кто привык «ловить рыбку в мутной воде», или, как отметил президент – «стричь купоны, не вкладывая в дело ни копейки».

Все это доказательно подтверждается рядом серьезных конфликтов и в Екатеринбурге, разгоревшихся на «коммунальной почве». В поле зрения общественности и силовых структур попали махинации руководства екатеринбургского МУП «Водоканал», «Екатеринбургэнерго», управляющих компаний «Урал-СТ»,, УК «Верх-Исетская», «Стандарт» и многих других, которым были предъявлены обвинения по преступлениям, связанным с выставлением собственникам квартир «двойных» счетов за тепло. По самым скромным подсчетам, ежегодно из кошельков жителей уральской столицы коммунальщики «вытаскивают» более 5 млрд. рублей!

Много жалоб на самоуправство и злоупотребления УК поступает и от жителей городов Первоуральска, Верхотурья, Артемовского, а также Полевского, Камышловского, Невьянского, Талицкого, Ирбитского и Белоярского городских округов. Воровство – на каждом шагу. Какого-либо контроля тут нет. А к каждой управляющей компании или предприятию ЖКХ, как известно, полицейского или прокурора не приставишь!

Это верно. Но ведь государственный контроль в коммунальной сфере региона сегодня уже осуществляют (точнее – должны это делать) сразу несколько структур – это Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области и Региональная энергетическая комиссия.

Так, Роспотребнадзор сохраняет за собой функции по защите прав потребителей в вопросах правомерности проводимых управляющими организациями и ТСЖ начислений гражданам за жилое помещение и коммунальные услуги. Эта структура вправе применять меры административного воздействия за совершение целого ряда правонарушений в области защиты прав потребителей: оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушение требований технических регламентов, санитарных правил, обман жильцов и т. д.

Благодаря изменениям, внесенным в Жилищный кодекс РФ, были расширены и полномочия органов местного самоуправления (в части осуществления муниципального контроля). Иначе говоря, муниципалитеты на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме или его председателя, в 5-дневный срок обязаны организовать проверку деятельности той или иной управляющей организации. И если выясняется, что УК не выполняет условий договора управления многоквартирным домом, то не позднее чем через 15 дней со дня заявления должно быть созвано собрание собственников жилья для решения вопросов о расторжении договора с компанией, о выборе новой структуры или об изменении способа управления данным домом.

Большие надежды в свое время возлагались и на Государственную жилищную инспекцию. Новая система контроля управляющих компаний, считалось, позволит значительно улучшить их работу, создать прозрачную систему расчетов и платежей в ЖКХ, защитить, наконец, законные права граждан. Причем постановлением правительства Среднего Урала ГЖИ были переданы новые функции. Эта структура сегодня может вести проверку соответствия уставов товариществ собственников жилья, определять правомерность избрания председателя правления ТСЖ и других его членов, утверждать условия заключения договора и управления многоквартирным домом, соблюдение стандарта раскрытия информации УК и ТСЖ.

Казалось бы, что еще надо? Но давайте обратимся к статистике. В первом квартале текущего года Государственная жилищная инспекция Свердловской области (ГЖИ) получила 7300 жалоб. Их них две трети — от екатеринбуржцев. Люди обращали внимание инспекторов на незаконные начисления за пользование общедомовыми помещениями, что в конце отопительного сезона перерасчёт за отопление не производится, на запущенные и неремонтируемые подъезды. И что же? По 12 искам ГЖИ о дисквалификации руководителей управляющих компаний мировые судьи не приняли ни одного (!) справедливого решения. К примеру, директор екатеринбургской УК «Стандарт» за серьезные административные правонарушения был оштрафован судом аж на одну тысячу рублей. В Верхотурье столь же «суровому» наказанию (на суммы от трех до пяти тысяч рублей) подверглись все управляющие компании и чиновники местной администрации

Низкий коэффициент полезного действия ГЖИ может означать только одно. Несмотря на усилия властей как-то исправить ситуацию, система ЖКХ остается по-прежнему разваленной и плохо управляемой. Получается, Государственная жилищная инспекция, как пожарная команда, тушит лишь самые сильные очаги социального возгорания, штрафуя нарушителей норм и правил эксплуатации жилого фонда. Так, сумма штрафов за первые три месяца, собранных в целом по Свердловской области, составила свыше 12 миллионов рублей. Но обратно в сферу ЖКХ, а тем более – пострадавшим жильцам домов, они не возвращаются: такой статьи в существующем законодательстве просто нет. Да и штрафы – отнюдь не панацея от коммунальных бед

Еще одна идея – объединить все управляющие компании в саморегулирующую организацию (СРО). В этом случае УК, дескать, будут нести ответственность друг за друга. В том числе - финансовую. Поэтому в создании СРО чиновники увидели одну из мер, которая позволила бы «выдавить» с рынка недобросовестные УК. Однако, похоже, эта идея тоже затухла, не получив даже начального импульса. Принцип коллективной ответственности оказался невостребованным. По крайней мере, о СРО в ЖКХ сегодня ничего не слышно…

И вот в повестке дня стоит новый проект - «Народный контроль ЖКХ». На мой взгляд, если вопрос ставить подобным образом, то обеспечить такой контроль вполне могут и Советы многоквартирных домов.

Давайте вспомним: в июне 2011 года вступили в силу нормы Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» №123-ФЗ, вызвавшие принципиально новый подход к управлению многоквартирными домами.

Особое значение в этой ситуации приобретает Совет дома - общественное объединение, обеспечивающее в процессе управления максимальное представление интересов собственников. Как отмечал министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Николай Смирнов, социальную и идеологическую значимость Советов МКД трудно переоценить: «это действенный механизм, призванный не просто обеспечить общественный контроль в вопросах эффективности управления домами, но и воспитать у людей чувство настоящих хозяев, непосредственно участвующих в создании комфортной среды своего проживания, осознающих при этом не только свои права, но и обязанности», - отметил он.

Снова обратимся к документам. Согласно ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ в течение 2012 года данные структуры должны были появиться в каждом многоквартирном доме, за исключением тех, которые в качестве способа управления выбрали ТСЖ или ЖСК. Но этот год в Свердловской области, можно сказать, «проспали». И хотя формирование советов началось практически на всех территориях муниципалитетов, работа в данном направлении оказалась невероятно сложной. Правда, чиновники быстро отыскали крайнего – жильцов, которые, дескать, «не хотят за такую обузу браться».

Действительно, в своей массе собственники жилья очень пассивны. Самые активные - пенсионеры, которые только что вышли на заслуженный отдых, молодые люди, получившие юридическое образование, и мамы, находящиеся в декретном отпуске. А что, разве могло быть как-то иначе? Раньше система ЖКХ жила по другим правилам, квартиросъемщики только оплачивали квитанции, а вся нагрузка ложилась на домоуправления и различные ЖЭКи. А теперь оказалось, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Спору нет, надо перестраиваться. Но вопросов юридического и организационного характера возникают тьма. Для начала можно было бы выявить в каждом доме лидеров, которые способны взять в руки непростую работу по управлению собственным жильем. А уж затем - создать, вооружить знаниями, обучить необходимым навыкам общественные советы. Люди часто путаются в изменениях законодательства, которые касаются роли и места общественных объединений в процессе управления многоквартирными домами, не знают, каким образом и в какие сроки должны быть созданы советы МКД, кто должен осуществлять их руководство. Даже активисты не владеют информацией об основных полномочиях создаваемых структур и принципах их работы. Они также слабо представляют порядок рассмотрения обращений граждан, проведения проверок по фактам нарушения действующего законодательства, не в курсе изменений в правилах предоставления услуг населению и пр.

На региональном и местном уровнях надо максимально помочь гражданам, чтобы тем умели отстаивать свои позиции, оказать им квалифицированную юридическую помощь. А для начала - упростить и регламентировать те процедуры, по которым потребитель всегда, причем очень оперативно, может доказать факт злоупотреблений, предоставления ему плохих услуг.

Помнится, областное министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства выступало с инициативой проведения выездных обучающих семинаров по вопросам реформирования в управлении многоквартирными домами на территориях муниципальных образований. Кое-где они даже прошли. И в них принимали участие представители Региональной энергетической комиссии и управления ГЖИ Свердловской области. Но сколько было подобных семинаров? А сколько в области многоквартирных домов? Поэтому, считаю, властям следовало бы озаботиться выпуском каких-то обучающих брошюр, листовок, подключить к «ликбезу» средства массовой информации, через которые грамотные специалисты давали бы собственникам жилья дельные советы и ценные рекомендации

Кроме того, неразбериха в отношениях собственников жилых помещений и коммунальных предприятий будет продолжаться до тех пор, пока федеральные власти не изменят законодательство. Ведь сегодня УК фактически никому не подконтрольны, с собственниками жилых помещений никто не считается. Большинство компаний перед ними не отчитываются, а решения об установлении тарифов на содержание и текущий ремонт зачастую принимают самостоятельно, без решения общего собрания жильцов. И это - основная причина низкого качества оказания услуг и имеющихся злоупотреблений в отрасли. Поэтому, как в любом деле, здесь требуется целая система действий.

Потребитель лишь тогда будет по-настоящему защищен, если хорошо знает нормативные акты, свои права и обязанности. 

Категория: ИА «ИНВУР» - Инновационный портал Уральского Федерального округа | Добавил: Slavik (12.03.2015)
Просмотров: 494
Всего комментариев: 0
Контактная информация
Адрес.
Адрес: 620027, Екатеринбург, улица Пушкина, 10



Телефон +7 (343) 304-79-00
naukaservis@rambler.ru
Как добраться