Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » ИА «ИНВУР» - Инновационный портал Уральского Федерального округа |
Сергей БАЖЕНОВ, заместитель директора Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук Российская экономика, мягко говоря, переживает не лучшие времена. Если уж совсем откровенно – ее лихорадит и бросает, как утлый челн, в штормущем море. А ведь Россия, если верить главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву, уже несколько раз прошла и «дно», и «пик» этого кризиса. Коли так, то впереди, в конце тоннеля, уж должен бы появиться, наконец, и долгожданный свет перемен… Прогнозы в экономике – вещь нормальная, хотя и абсолютно неблагодарная. Весь вопрос - в опыте, профессионализме, честности прогнозистов, в базе данных и методик, которые они используют, в наличии или отсутствии в работе политической конъюнктуры, личных интересов, карьерных устремлений и т. д. и т. п. Возьмем такой важный индикатор развития экономики, как инфляция. Ее влияние, без всяких высоких материй, ощущает на себе каждый гражданин страны. Жизнь дорожает с каждым днем. Цены на продукты, услуги, тарифы растут, как на дрожжах - причем бессистемно, без всякой логики, без какой-либо оглядки на ограничетельные меры правительства. «Тучные» годы давно и бесповоротно прошли. И в последнее время уровень инфляции в России снова опустился ниже психологического барьера в 10 процентов. Из-за экономического спада люди стали терять работу, постоянный источник заработка, потуже затягивать пояса. В итоге начал падать спрос. Согласен: для того, чтобы делать прогнозы а данной сфере, нужно хорошо разбираться в структуре инфляции. Ее значительная доля, как правило, приходится на рост цен естественных монополий, поскольку экономика у нас носит отчетливо сырьевой характер. Растет стоимость топлива – значит, дорожает все остальное. На инфляцию может также влиять экономические санкции, девальвация рубля и множество других факторов. А что думают об этом официальные источники? Банк России в докладе о кредитно-денежной политике в 2015 году прогнозировал уровень инфляции на уровне 4,5 процента. Но реальна эта цифра? В общем и целом, говорили в ЦБ и экономическом блоке правительства, все шансы, чтобы инфляция снизилась до 4,5 процента, конечно, есть. На это, мол, указывает множество причин. Одна из них - ослабление экономического роста. Другая - эффект высокой базы: в 2014 году инфляция подскочила выше, чем планировалось, поэтому в 2015-м валютные колебания или экономические санкции на нее уже не будут оказывать такого заметного влияния. Правда, утверждали прогнозисты, существуют и непредвиденные риски: во что выльется, например, противостояние на Украине или как повлияет на цены новый 3-процентный налог с продаж, введенный в России с 2015 года. А в остальном – все хорошо, инфляция продолжит замедляться и в обозримой перспективе. Однако уже летом Минэкономразвития РФ повысило прогноз по инфляции - до 6,5 процента. А по итогам 2015 года ее уровень был зафиксирован на отметке 12,9 процента (по данным зарубежных источников – около 15). То есть чиновники, занимающиеся планированием ээкономического развития страны, ошиблись в два раза! Как такое возможно? Мне кажется, для большинства российских граждан Минэкономразвития представляется этакой «темной лошадкой». Понятно, скажем, чем занимаются министерства энергетики, транспорта, строительства, ЖКХ и другие. А каковы функции ведомства, где главным сказочным гуру выступает А.Улюкаев? Основными направлениями деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации (наберитесь терпения) являются: макроэкономика; стратегическое планирование; финансовые рынки; внешнеэкономическая деятельность; естественные монополии; контрактная система в сфере закупок; ФЦП, ФАИП и ВЦП; развитие конкуренции; малый и средний бизнес; противодействие коррупции: инвестиционная политика; НИР и НИОКР; особые экономические зоны; инновации и формирование технологических платформ; «электронное правительство»; корпоративное управление; энергоэффективность природопользование; развитие экономики регионов; институты развития и многое-многое другое. Задач – громадье. Зато и штаты – под стать. Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2015 г. № 910 Министерству экономического развития Российской Федерации было разрешено иметь 13 заместителей министра, в том числе - одного первого заместителя министра, статс-секретаря - заместителя министра, заместителя министра - руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также до 32 департаментов в структуре центрального аппарата по основным направлениям деятельности МЭР. Силища! И вот, заострив мозги, чиновники МЭР, предположили, что в 2016 году инфляция будет иметь воистину рекордное значение – всего на уровне 4 процентов. Правда, А.Улюкаев потом поосторожничал и в личном докладе президенту страны в конце января назвал уже другую цифру – 7 процентов. На основании чего? Это же блеф, какая-то ненаучная фанстатика. Но, по мнению главы Минэкономразвития, самая глубокая фаза экономического кризиса в России была уже пройдена - к концу второго квартала 2015 года, и сейчас наметилось движение в позитивную сторону. Однако даже официальная статистика показывает совершенно иную картину. По информации Росстата, в 2015 году ВВП РФ уменьшился на 3,7 процента. Промпроизводство сократилось на 3,4, машиностроение - на 11,1, электроника - на 8, строительство - на 7, металлургия - на 6,5, текстильное и швейное производство упало почти на 12 процентов, розничная торговля - на 10, реальные зарплаты населения - на 9,5. Ключевая отрасль отечественной экономики - добыча полезных ископаемых - завершила год на грани спада. А вот цены ожидаемо выросли – на 15,5 процента, безработица тоже «в плюсе» - на 7,4 процента. Несмотря на «умеренный оптимизм» А. Улюкаева, правительство, тем не менее, предложило спасти отечественную экономику, влив в нее 750 миллиардов рублей в 2016 году. Источник финансирования - федеральный бюджет (ранее ради экономии государственных средств чиновники решили индексировать пенсии не по уровню инфляции, а на 4 процента; зарплаты госслужащих, военных и судей в 2016 году вообще не будут повышаться). Кроме того, придуман специальный антикризисный фонд правительства. Он, к слову, сформирован благодаря третьей заморозке пенсионных накоплений: государство изъяло у населения более 340 миллиардов рублей осенью прошлого года, и каждый, кто решил формировать накопительную часть пенсии, теперь принудительно вносит вклад в спасение экономики от рецессии. Так вот, значительную часть средств было запланировано направить в регионы - 310 миллиардов рублей (41 процент от общего объема антикризисного плана) в виде кредитов. Прописана и поддержка промышленности. Автопрому, к примеру, пообещали почти 140 миллиардов рублей, машиностроению - до 10 миллиардов, легкой промышленности - 1,4 миллиарда, сельское хозяйство требует помощи в объеме 35 миллиардов рублей. Отдельной строкой была обозначена поддержка малого и среднего бизнеса. А вот банки на сей раз не получат ничего, хотя прибыль кредитных организаций в 2015 году обвалилась в три раза, до 192 миллиардов рублей, а многие крупные игроки закончили год в глубоком минусе (Россельхозбанк, Газпромбанк, Связь-банк и другие). Но едва улеглись первые комментарии, уже после принципиального согласования проекта антикризисного плана, Минфин России вдруг заявил, что отказывается финансировать значительную часть этого проекта. Оказалось, ведомство А. Силуанова категорически возражает против 37 пунктов плана из 86 обозначенных МЭР, и цена этих «отклонений» - 210,2 миллиарда рублей. Наиболее дорогая заявка, не поддержанная Минфином, касается дополнительного финансирования АПК. Аналогичное решение коснулось антикризисного стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (21 миллиард рублей), поддержки лекарственного обеспечения граждан (16 миллиардов). Отклонена заявка на субсидии промышленности для компенсации части затрат при уплате процентов по кредитам - МЭР предлагало выделить на это 12,2 миллиарда рублей. Но министр финансов России хладнокровно напомнил, что у правительства на исполнение плана есть всего лишь 120 миллиардов рублей из антикризисного фонда, причем в этот список входят и расходы по уже принятым решениям, связанным с Крымом и Украиной (17,1 миллиарда). Минфин также констатировал, что сейчас у Кабмина в антикризисном фонде, согласно закону о бюджете, фактически всего 65 миллиардов рублей. Еще около 55 миллиардов в нем могут появиться в апреле, когда федеральное казначейство направит в фонд невостребованные остатки бюджета-2015. Остальные деньги можно получить путем серьезной правки бюджета либо попросить 130 миллиардов рублей из резерва, находящегося в распоряжении президента страны. Только вот идти к нему с таким вопросом боязно… В связи с этим возникает немало вопросов. Подобного рода документы, как правило, обсуждается не келейно и не на «коленке» - на заседаниях правительства страны. Получается, А. Силуанов там сидел, слушал, все знал, но молчал? А потом, как говорят одесситы, красиво выступил. И каков тогда уровень государственного взаимодействия между двумя стратегическими ведомствами – Минэкономразвития и Минфином? И спасет ли ситуацию подобный антикризисный план? Прогнозы на 2016 год не сулят российской экономике восстановления. Дело в том, что программа правительства предусматривала выделение уже предусмотренных в бюджете денег. А значит, эффект мультипликатора (рост доходов экономики за счет роста инвестиций, проще говоря, умножение вложенных денег) не сработает. В лучшем случае снизятся системные риски. МВФ ожидает спад экономики РФ на 1 процент. В американском банке Morgan Stanley говорят о сокращении на 0,8 процента, во Всемирном банке - на 0,7 процента. В Альфа-банке предсказали уменьшение ВВП на 1,5 процента. Неужели впереди - еще год один рецессии? Прогноз, согласитесь, неутешительный. Между тем, в бюджете РФ уже сейчас немало «лишних» денег. Так, неиспользуемые остатки средств (Резервный фонд, ФНБ, остатки на счетах бюджета) в начале 2016 году выросли на 1,1 трлн рублей – исключительно за счет профицита бюджета, положительной курсовой разницы (только на ослаблении курса бюджет заработал 227,1 млрд рублей и возврата в бюджет средств, не использованных бюджетополучателями в прошлом году). Счетная палата России обнаружила в 2015 году еще 440 миллиардов рублей неэффективно использованных средств. Поясним: под классической «неэффективностью» обычно подразумевается ситуация, когда бюджетные средства перечисляются, например, в госкорпорации или на счета подрядчиков и не используются на цели, для которых они предназначались, а просто лежат на счетах. В качестве примера можно привести нарушение сроков ввода объекта в эксплуатацию, переплаты по контракту, несанкционированное увеличение стоимости контрактных работ. И это еще не все. Нарушения, выявленные СП в сфере осуществления бюджетных инвестиций, составили 69 миллиардов рублей, еще около 48 миллиардов - использование государственного имущества, 39 миллиардов - нарушения в сфере закупок. Рядовой, но добросовестный налогоплательщик вправе задать вопрос: в России полным-полно силовиков, разного рода «контролеров» и «надсмотрщиков» - чем все они занимаются? А ведь подобная ситуация была и в 2015 году, когда правительство сокращало расходы и судорожно искало средства на «антикризисные меры». План-2015 предполагал выделение на эти цели 2,3 триллиона рублей. Причем 1 триллион ушел не в реальный сектор экономики, а на докапитализацию столь любимых Кабмином банков. Правительство было довольно прошлогодней программой. Однако, по данным казначейства, объем «никому не нужных» средств тогда достигал 10,7 трлн рублей, при том, что все расходные статьи в бюджете-2015 были чуть больше 15 трлн. То есть деньги «на черный день» не переставали копить даже тогда, когда этот день уже наступил. Теперь объем антикризисной программы упал в три раза. Вероятно, это связано как раз с тем, что предоставление больших объемов средств так и не привело к желаемым результатам. Иначе говоря, «лишние» деньги у государства сегодня есть, можно было обойтись без приватизации и сокращения социальных расходов. Быструю прибыль могли дать другие меры, например, завершение «деоффшоризации», ограничение уровня зарплат топ-менеджмента госкорпораций, введение прогрессивной шкалы налогообложения –то есть брать с состоятельных граждан больше денег в казну, как это делается во всем цивилизованном мире. Однако А.Улюкаев отверг данные пункты и не стал трогать богатых россиян. Ведь это удар и по самим чиновникам, которые никак не относятся к категории нуждающихся граждан. Очевидно, что тут уж никакой антикризисный план ситуацию не изменит. Зато знамя либеральной, насквозь протухшей политики Егора Гайдара продолжает гордо реять над просторами Российской Федерации…
| |
Категория: ИА «ИНВУР» - Инновационный портал Уральского Федерального округа | Добавил: Slavik (02.03.2016) | |
Просмотров: 513 | |
Всего комментариев: 0 | |