Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » ИА «УралПолитРУ» |
Ответы на вопросы ИА Урал.Полит. Ru заместителю директора Института Экономики УрО РАН, доктору экономических наук Сергею Ивановичу Баженову в связи с планируемым Фондом содействия реформированию ЖКХ выделением пятой части коммунального бюджета на модернизацию коммунальной инфраструктуры в моногородах.
Вопрос. Какая ситуация сложилась на данный момент в моногородах Урала с коммунальной инфраструктурой? Насколько им нужна господдержка именно в этой сфере? Ответ. Государственная поддержка просто необходима, потому что, начиная с начала 90-х годов прошлого столетия, здесь сложилась крайне тревожная ситуация, Несмотря на то, что в сфере ЖКХ сегодня, по данным Минрегиона РФ, обращается порядка 3-4 трлн рублей, 60 процентов жилищного фонда, объектов и инженерных сетей ЖКХ моногородов уже полностью изношены и требуют срочной замены. При этом 96 процентов населения исправно оплачивает коммунальные услуги, но значительная часть этих средств до конечных получателей – поставщиков коммунальных ресурсов – доходит не вовремя либо попросту исчезает. Да и налоговое распределение по-прежнему направлено в сторону федерального центра. И этот перекос неуклонно растет. Соответственно, муниципальным образованиям катастрофически не хватает финансовых средств для модернизации данной отрасли. В жилищно-коммунальной сфере моногородов Урала в настоящее время наблюдается не менее сложная обстановка. И это связано: – с нехваткой собственных средств; – с низким уровнем социальной ответственности крупных компаний, промышленных предприятий и регионального бизнеса; – с неудовлетворительным качеством подготовки управленческих кадров - как в городском хозяйстве, так и в самих муниципальных образованиях. Отдельный разговор - о масштабной коррупции. Не случайно в ходе разгоревшейся на недавнем Госсовете дискуссии отмечалось, что в сфере ЖКХ сегодня очень много случайных людей, «коммуналка» продолжает оставаться плохо управляемой, непрозрачной и криминальной сферой. Здесь - настоящее раздолье для тех, кто привык «ловить рыбку в мутной воде», или, как отметил президент – «стричь купоны, не вкладывая в дело ни копейки». В ЖКХ можно заводить любые бюджетные деньги, а по документам списать все, что угодно. Подтвердилось, что во многих регионах и муниципалитетах, включая моногорода, «коммуналка» оказалась в руках мошенников. По информации Росфинмониторинга, объем сомнительных операций в сфере ЖКХ России сейчас составляет примерно 10 млрд. рублей в квартал. А жулики придумывают все новые, более хитроумные схемы, позволяющие им расхищать коммунальные финансы. Все это говорит только об одном – кризис в жилищно-коммунальном комплексе продолжается, грозя превратиться в неуправляемый процесс. Итог же этой политики хорошо известен - коррупция, кумовство, постоянные скандалы и судебные разбирательства. Кризис в ЖКХ углубляется и из-за крайне слабого государственного, а также общественного контроля ценообразования производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг населению. Какой-либо контроль тут, как правило, отсутствует. Ответственность размыта. А чиновники толком не занимаются развитием этой жизнеобеспечивающей отрасли. Хотя, если посмотреть, государственный контроль в коммунальной сфере региона сегодня осуществляют (точнее – должны это делать) сразу несколько структур – это Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области и Региональная энергетическая комиссия. Не случайно власти открыто заявляют, что стране необходим народный контроль над ЖКХ. Согласно этой идее, в РФ вскоре могут появиться новые общественные организации, которым делегируют право контроля над работой управляющих компаний, перманентным ростом тарифов, уровнем качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предполагается, что полноценный народный контроль значительно повысит открытость этой проблемной отрасли. На мой взгляд, данную функцию могли бы осуществлять и общественные советы многоквартирных домов. Их формирование началось практически на всех территориях муниципалитетов, в том числе – и в моногородах. Однако работа в данном направлении, к примеру, в Асбесте. оказалась невероятно сложной. Жильцы, говорят чиновники, «не хотят за такую обузу браться». Действительно, в своей массе собственники жилья очень пассивны. Но разве могло быть как-то иначе? Раньше система ЖКХ жила совершенно по другим правилам, квартиросъемщики только оплачивали квитанции, а вся нагрузка по обслуживанию жилья ложилась на домоуправления и различные ЖЭКи. Спору нет, надо перестраиваться. Но при этом населению нужно оказать всестороннюю поддержку. Ведь вопросов юридического и организационного характера возникают тьма. Для начала можно было бы выявить в каждом доме лидеров, которые способны взять в руки непростую работу по управлению собственным жильем. А уж затем – создавать, вооружить знаниями, обучить необходимым навыкам общественные советы. Люди, знаю, часто путаются в изменениях законодательства, которые касаются роли и места общественных объединений в процессе управления многоквартирными домами, не знают, каким образом и в какие сроки должны быть созданы советы МКД, кто должен осуществлять их руководство. Даже «подкованные» активисты не владеют информацией об основных полномочиях создаваемых структур и принципах их работы. Они очень слабо представляют порядок рассмотрения обращений граждан, проведения проверок по фактам нарушения действующего законодательства, не в курсе изменений в правилах предоставления услуг населению и пр. Поэтому, уверен, на региональном и местном уровнях надо максимально помочь гражданам, чтобы тем умели отстаивать свои позиции, оказать им квалифицированную помощь. А для начала - упростить и регламентировать те процедуры, по которым потребитель всегда, причем очень оперативно, может доказать факт злоупотреблений, предоставления ему плохих услуг. | |
Категория: ИА «УралПолитРУ» | Добавил: Slavik (12.03.2015) | |
Просмотров: 573 |
Всего комментариев: 0 | |