Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » ИА «УралПолитРУ»

Ответы на вопросы ИА Урал.Полит. Ru заместителю директора Института Экономики УрО РАН, доктору экономических наук Сергею Ивановичу Баженову

Ответы на вопросы ИА Урал.Полит. Ru

заместителю директора Института Экономики УрО РАН, доктору экономических наук Сергею Ивановичу Баженову

в  связи  с планируемым Фондом содействия реформированию ЖКХ  выделением пятой части коммунального бюджета на модернизацию коммунальной инфраструктуры в моногородах.

 

Вопрос.

Какая ситуация  сложилась на данный момент в моногородах Урала с коммунальной  инфраструктурой? Насколько им нужна господдержка именно в этой сфере?

Ответ.

Государственная поддержка просто необходима, потому что, начиная с начала 90-х годов прошлого столетия, здесь сложилась крайне тревожная ситуация, Несмотря на то, что в сфере ЖКХ сегодня, по данным Минрегиона РФ, обращается порядка 3-4 трлн рублей, 60 процентов жилищного фонда, объектов и инженерных сетей ЖКХ моногородов уже полностью изношены и требуют срочной замены. При этом 96 процентов населения исправно оплачивает коммунальные услуги, но значительная часть этих средств до конечных получателей – поставщиков коммунальных ресурсов – доходит не вовремя либо попросту исчезает.

Да и налоговое распределение по-прежнему направлено в сторону федерального центра. И этот перекос неуклонно растет. Соответственно, муниципальным образованиям катастрофически не хватает финансовых средств для модернизации данной отрасли.

В жилищно-коммунальной сфере моногородов Урала в настоящее время наблюдается не менее сложная обстановка. И это связано:

– с нехваткой собственных средств;

– с низким уровнем социальной ответственности крупных компаний, промышленных предприятий и регионального бизнеса;

– с неудовлетворительным качеством подготовки управленческих кадров - как в городском хозяйстве, так и в самих муниципальных образованиях.

Отдельный разговор - о масштабной коррупции. Не случайно в ходе разгоревшейся на недавнем Госсовете дискуссии отмечалось, что в сфере ЖКХ сегодня очень много случайных людей, «коммуналка» продолжает оставаться плохо управляемой, непрозрачной и криминальной сферой. Здесь - настоящее раздолье для тех, кто привык «ловить рыбку в мутной воде», или, как отметил президент – «стричь купоны, не вкладывая в дело ни копейки». В ЖКХ можно заводить любые бюджетные деньги, а по документам списать все, что угодно. Подтвердилось, что во многих регионах и муниципалитетах, включая моногорода, «коммуналка» оказалась в руках мошенников. По информации Росфинмониторинга, объем сомнительных операций в сфере ЖКХ России сейчас составляет примерно 10 млрд. рублей в квартал. А жулики придумывают все новые, более хитроумные схемы, позволяющие им расхищать коммунальные финансы. Все это говорит только об одном – кризис в жилищно-коммунальном комплексе продолжается, грозя превратиться в неуправляемый процесс. Итог же этой политики хорошо известен - коррупция, кумовство, постоянные скандалы и судебные разбирательства.

Кризис в ЖКХ углубляется и из-за крайне слабого государственного, а также общественного контроля ценообразования производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг населению. Какой-либо контроль тут, как правило, отсутствует. Ответственность размыта. А чиновники толком не занимаются развитием этой жизнеобеспечивающей отрасли.

Хотя, если посмотреть, государственный контроль в коммунальной сфере региона сегодня осуществляют (точнее – должны это делать) сразу несколько структур – это Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области и Региональная энергетическая комиссия.

Не случайно власти открыто заявляют, что стране необходим народный контроль над ЖКХ. Согласно этой идее, в РФ вскоре могут появиться новые общественные организации, которым делегируют право контроля над работой управляющих компаний, перманентным ростом тарифов, уровнем качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предполагается, что полноценный народный контроль значительно повысит открытость этой проблемной отрасли.

На мой взгляд, данную функцию могли бы осуществлять и общественные советы многоквартирных домов. Их формирование началось практически на всех территориях муниципалитетов, в том числе – и в моногородах. Однако работа в данном направлении, к примеру, в Асбесте. оказалась невероятно сложной. Жильцы, говорят чиновники, «не хотят за такую обузу браться».

Действительно, в своей массе собственники жилья очень пассивны. Но разве могло быть как-то иначе? Раньше система ЖКХ жила совершенно по другим правилам, квартиросъемщики только оплачивали квитанции, а вся нагрузка по обслуживанию жилья ложилась на домоуправления и различные ЖЭКи. Спору нет, надо перестраиваться. Но при этом населению нужно оказать всестороннюю поддержку. Ведь вопросов юридического и организационного характера возникают тьма. Для начала можно было бы выявить в каждом доме лидеров, которые способны взять в руки непростую работу по управлению собственным жильем. А уж затем – создавать, вооружить знаниями, обучить необходимым навыкам общественные советы. Люди, знаю, часто путаются в изменениях законодательства, которые касаются роли и места общественных объединений в процессе управления многоквартирными домами, не знают, каким образом и в какие сроки должны быть созданы советы МКД, кто должен осуществлять их руководство. Даже «подкованные» активисты не владеют информацией об основных полномочиях создаваемых структур и принципах их работы. Они очень слабо представляют порядок рассмотрения обращений граждан, проведения проверок по фактам нарушения действующего законодательства, не в курсе изменений в правилах предоставления услуг населению и пр. 

Поэтому, уверен, на региональном и местном уровнях надо максимально помочь гражданам, чтобы тем умели отстаивать свои позиции, оказать им квалифицированную помощь. А для начала - упростить и регламентировать те процедуры, по которым потребитель всегда, причем очень оперативно, может доказать факт злоупотреблений, предоставления ему плохих услуг. 

Категория: ИА «УралПолитРУ» | Добавил: Slavik (12.03.2015)
Просмотров: 573
Всего комментариев: 0
Контактная информация
Адрес.
Адрес: 620027, Екатеринбург, улица Пушкина, 10



Телефон +7 (343) 304-79-00
naukaservis@rambler.ru
Как добраться