Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » Информационное агентство НЭП 08 - Ежедневные Экономические Вести

А мы по жилкомхозу кластером… Экспертное мнение

А мы по жилкомхозу кластером…
Экспертное мнение заместителя директора

Института экономики Уральского отделения РАН,

кандидата экономических наук

Сергея Баженова

 

12.10.2011

Правительству России пришлось признать, что большинство целей, поставленных перед ЖКХ в рамках его реформирования, остались практически нереализованными. Объем сомнительных операций в данной сфере составляет 10 млрд. рублей в квартал. В отрасли царят коррупция и воровство, 60 % объектов и инженерных сетей в настоящее время полностью изношены. За годы реформирования жилищно-коммунального хозяйства так и не удалось выработать механизм, побуждающий производителей услуг к снижению тарифов. По мнению эксперта «НЭП», предотвратить деградацию отрасли позволит применение кластерных инициатив.

Недавно Дмитрий Медведев в формате видеоконференции решил посмотреть, что происходит в сфере российского ЖКХ, как выполняются его поручения по решению многочисленных проблем отрасли.

Внимание главы государства к этой сфере, в общем-то, понятно. Тема ЖКХ имеет особую социальную остроту. Не случайно в последнее время президент провёл целый ряд совещаний по данному поводу, в том числе – заседание президиума Государственного совета в Нарьян-Маре, где обсуждались системные проблемы модернизации отрасли.

Напомню, что в жилищно-коммунальной сфере страны сегодня обращается порядка 3 трлн. рублей. По данным Минрегиона РФ, 60 % объектов и инженерных сетей ЖКХ в настоящее время полностью изношены и требуют срочной замены. Однако 96 % населения исправно оплачивает коммунальные услуги, хотя значительная часть этих средств до конечных получателей – поставщиков коммунальных ресурсов – доходит не вовремя либо попросту исчезает. Почему?

В ходе видеоконференции вскрылась довольно жуткая картина. Подтвердилось, что в отрасли царят коррупция и воровство, во многих регионах и муниципалитетах «коммуналка» оказалась в руках мошенников. По информации Росфинмониторинга, объем сомнительных операций в сфере ЖКХ России сейчас составляет примерно 10 млрд. рублей в квартал. А мошенники придумывают новые, все более хитроумные схемы, позволяющие им расхищать коммунальные финансы. Однако какой-либо контроль тут, как правило, отсутствует. Ответственность размыта. А чиновники толком не занимаются развитием этой жизнеобеспечивающей отрасли.

Все это говорит только об одном – кризис в жилищно-коммунальном комплексе страны продолжается, грозя превратиться в неуправляемый процесс.

Иначе и быть не могло. Наблюдаемая сегодня дифференциация социально-экономического развития российских регионов находит полное отражение и в жилищно-коммунальной сфере, что проявляется в состоянии фондов и инженерных коммуникаций, в уровне тарифов на оплату услуг. Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства, разработанная и принятая к реализации еще в 90-е годы прошлого столетия, определяла лишь общие направления, не учитывала региональные факторы, а также характерные отраслевые особенности.

Как следствие, итогом проводимых с 1997 года преобразований в ЖКХ стало углубление кризисного состояния отрасли. В подавляющем большинстве территорий России сегодня наблюдается дальнейшее ветшание жилищного фонда, старение инженерных сетей. Более того, география регионов, где жилищно-коммунальный комплекс находится на грани полного коллапса, по свидетельству федеральных ведомств, растет невероятно быстрыми темпами.

Надо честно признать, что большинство целей, поставленных федеральным правительством перед ЖКХ, остались практически нереализованными – ни в первый (с 1997 по 2003 гг.), ни во второй период преобразований (с 2004 по 2010 гг.). В частности, в сфере эксплуатации жилья так и не получила должного развития конкуренция. Не удалось найти механизм, побуждающий производителей услуг к снижению издержек и тарифов. Не повысилась устойчивость и надежность функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения. Помимо этого продолжает сохраняться низкий объем привлекаемых сюда инвестиций. Не решены и вопросы мотивации граждан к участию в управлении жилищным сектором.

Возникает классический вопрос: что же делать? Необходимость ускорения интеграции ЖКХ в рыночное пространство требует, на мой взгляд, применения кластерных инициатив, которые могут обеспечить решение проблем отрасли с позиций их более широкого видения.

В современной хозяйственной практике опыт применения кластеров пока невелик, но он имеется, в том числе и в нашем регионе. Например, сравнительно недавно Институт экономики совместно с руководством Свердловской области подготовил специальную программу по повышению инновационного уровня производства на Среднем Урале, включая создание сети промышленных кластеров: в оборонно-промышленном комплексе, металлургии (свободная экономическая зона «Титановая долина»), в фармации, в автомобильной промышленности (на базе Новоуральского завода «АМУР»), в станкостроении («Пумори-СИЗ»).

И сегодня мы видим, что в России начинают конкурировать уже не отдельные субъекты рыночных отношений, а именно кластерные образования, у руля которых стоят не случайные люди с улицы, а современные, грамотные, инициативные, широко мыслящие управленцы. Эффективность такого подхода определяется тем, что с помощью кластеров преодолевается пресловутое узкоотраслевое видение проблем, эти структуры обладают явно интегрирующим характером.

Какие же выгоды можно получить, применяя кластерные инициативы в реформировании жилищно-коммунального хозяйства?

Кластеры, прежде всего, помогут консолидировать имеющийся в регионе научно-технический, образовательный и ресурсный потенциал, что позволит повысить уровень менеджмента, улучшить кадровую инфраструктуру, создать систему обеспечения конкурентоспособности предоставляемых услуг, упростить процесс создания их стоимости за счет близости покупателей и продавцов и обеспечить основу стимулирования инновационной деятельности.

По моему убеждению, кластеризация современной жилищно-коммунальной сферы – один из реальных путей ускорения её интеграции в рыночную экономику, верный способ прекращения деградации экономики ЖКХ.

Но кластеры – это не механическое соединение жилищного фонда, коммунальных предприятий и сопряженных отраслей, а система, направленная одновременно и на качественное удовлетворение жилищно-коммунальных потребностей населения, и на развитие саморегулируемых структур.

Поэтому под жилищно-социальным кластером надо понимать локальную, горизонтально-распределенную совокупность взаимосвязанных участников финансовой, социальной, инвестиционной и экономической деятельности, обеспечивающих рациональное использование жилищно-социальных активов, «прозрачность» отрасли, ответственное предоставление важных услуг, оптимизацию системы расчетов, комплексное внедрение инновационных технологий. А все это достигается на основе согласования интересов сторон – участников процесса.

Таким образом, можно четко выделить отдельные компоненты регионального жилищно-социального кластера. И эти компоненты составят материальную основу кластера (жилищный фонд, объекты транспортной, энергетической и т.п. инфраструктуры), финансово-инвестиционную основу (инвестиционные фонды, банки и другие специализированные провайдеры финансовой инфраструктуры), институциональную основу (государственные, муниципальные и другие организации). И, наконец, социальную основу – профессиональные союзы, ассоциации, общественные организации потребителей жилья и коммунальных услуг.

Учитывая, что формирование жилищно-социального кластера призвано обеспечить интеграцию социально-экономических интересов, этому может способствовать проведение на рынке услуг единой ценовой и тарифной политики, расширение объема и повышение качества производства, усиление предпринимательской и социальной ответственности, укрепление финансовой дисциплины, внедрение инновационных технологий, создание условий для привлечения инвестиций, получение агломерационных эффектов.

В целом же можно ожидать, что внедрение жилищно-социальных кластеров способно обеспечить решение целого ряда стратегических задач, включая получение синергетического эффекта, предотвратить дальнейшую деградацию жилищно-коммунальной сферы регионов.

Источник: НЭП 08

Категория: Информационное агентство НЭП 08 - Ежедневные Экономические Вести | Добавил: Slavik (13.03.2015)
Просмотров: 487
Всего комментариев: 0
Контактная информация
Адрес.
Адрес: 620027, Екатеринбург, улица Пушкина, 10



Телефон +7 (343) 304-79-00
naukaservis@rambler.ru
Как добраться