Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » Информационное агентство НЭП 08 - Ежедневные Экономические Вести

«В отрасли ЖКХ царят коррупция и воровство, во многих муниципалитетах «коммуналка» оказалась в руках мошенников» Экспертное мнение

«В отрасли ЖКХ царят коррупция и воровство, во многих муниципалитетах «коммуналка» оказалась в руках мошенников»
Экспертное мнение заместителя директора Института экономики Уральского отделения РАН, кандидата экономических наук Сергея Баженова

26.04.2012

Сергей Баженов анализирует заявление замминистра экономразвития РФ Олега Фомичева о том, что инновационные кластеры регионов получат господдержку. По мнению эксперта, бизнес-территории – технополисы, технопарки, ОЭЗ, индустриальные парки – позволят сформировать синергетический эффект и повысить диверсификацию экономики региона. Баженов отмечает, что особое внимание Свердловской области нужно уделить созданию жилищно-социальных кластеров. Несмотря на то, что в сфере ЖКХ сегодня, по данным Минрегиона РФ, обращается порядка 3 трлн рублей, 60% объектов и инженерных сетей ЖКХ уже полностью изношены и требуют срочной замены. При этом, по информации Росфинмониторинга, объем сомнительных операций в сфере ЖКХ России сейчас составляет примерно 10 млрд рублей в квартал.

На III Форуме регионов России «Институты модернизации» заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев заявил, что инновационные кластеры регионов получат государственную поддержку. Это – результат заседания правительства России, где Минэкономразвития было поручено разработать порядок проведения конкурса по господдержке перспективных инновационных структур в субъектах Федерации и определить критерии отбора пилотных проектов. На сегодняшний день, по словам г-на Фомичева, в ведомстве отрабатываются два варианта: поддержка регионов, активно инвестирующих в инновационное развитие, и поддержка непосредственно кластеров. При этом заместитель министра подчеркнул, что средств на оба проекта, очевидно, не хватит. И ведомство склоняется в пользу поддержки промышленных кластеров. «Это будет вкладом федерального центра в поддержку институтов регионального уровня», – отметил Олег Фомичёв.

Комментируя данный факт, директор Института экономики УрО РАН академик Александр Татаркин отметил, что сегодня в России официально принятая Концепция региональной промышленной политики отсутствует, хотя ее проект обсуждался еще в 2008 году. Более того, анализ основных стратегических документов Российской Федерации свидетельствует о том, что мощнейший пространственный фактор так и не превратился для нашей страны в решающий фактор экономического роста, социально-экономического развития и модернизации общества. По мнению академика РАН г-на Татаркина, решение проблемы тут состоит, прежде всего, в формировании и применении системного подхода в управлении уникальным экономическим преимуществом страны.

Так, одним из приоритетов региональной экономической политики является формирование новых форм пространственной организации экономики посредством создания бизнес-территорий в границах региона или муниципалитетов как одного из реальных институтов территориально-производственного саморазвития. Типичными примерами бизнес-территорий, получившими апробацию в мировой и отечественной практике, являются технополисы, технопарки, специальные (особые) экономические зоны, промышленные и индустриальные парки, транспортно-логистические центры, специализированные торгово-складские зоны и др.

При этом наиболее перспективным считается формирование бизнес-территории в границах муниципального образования (города, района). Создание же бизнес-территорий для моногородов, к примеру, является средством диверсификации экономики, создания новых производств и услуг.

Плюсы кластерного подхода в том, что он позволяет эффективно «связать» центр и окружение за счет более тесного межфирменного взаимодействия. Это и создание общих рынков труда, технологий, знаний и повышения доступности предприятий к использованию общих ресурсов, сокращение общих издержек и формирование синергетического эффекта взаимодействий. При этом все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния эффектов масштаба синергии. Кроме того, региональный кластер способствует развитию горизонтальных сетевых отношений по интеграции и кооперации, обмену опытом, а также партнерскому взаимодействию бизнеса – власти – науки – образования.

Первая региональная «ласточка» этой программы, как известно, – проект создания на Среднем Урале мощного фармацевтического кластера.

Стоит отметить, что в 2010 году доля фармацевтической промышленности в мире составляет более $1 трлн. Но Россия на этом рынке занимала лишь 11-е место, поставляя на экспорт всего 0,004% продукции. При этом наша страна завозит из-за границы 80% необходимых лекарств и 70%– медицинской техники. В настоящее время Свердловская область потребляет лекарств на 5,2 млрд рублей в год. Но из 652 необходимых препаратов сама выпускает лишь 55 видов. С созданием же собственного кластера в ближайшей перспективе регион будет производить 332 вида лекарств и медпрепаратов. Сегодня фарминдустрия России на внутреннем рынке прирастает на 12% в год, а через 10 лет объем продаж в данной сфере достигнет, по прогнозам, свыше 1,5 трлн рублей.

В Свердловской области сложились реальные предпосылки для возникновения и эффективной работы фармацевтического кластера. Налицо удачный симбиоз науки и производства: 6 академических и 6 отраслевых НИИ, 12 фармпредприятий, областное предприятие по сбыту лекарств «Фармация» (объединяет свыше 100 аптек, сеть складов), современные медицинские технологии и разработки. Урал – это и 12,5 млн жителей, стык двух континентов, отличные логистические возможности, современный хаб в лице аэропорта Кольцово».Причем речь идет о реализации глобального проекта с полным производственным циклом – от НИР до промышленного производства и сбыта продукции. Базовой организацией нового кластера обещает стать завод «Медсинтез». Благодаря этому Урал обеспечит импортозамещение необходимых лекарств и медпрепаратов до 70%.

Еще один свердловский проект – «Создание химического кластера на территории Свердловской области – Химический парк «Тагил»», основой развития которого является строительство завода по производству метанола, – в 2011 году даже вышел за рамки приоритетного инвестиционного проекта социально-экономического развития Свердловской области и приобрел статус федерального. В 2011 году активно формировался и лесостроительный кластер, базовой отраслью которого является деревянное домостроение. В частности, была сформулирована миссия кластера, разработан проект его развития, определен состав участников. На сегодняшний день зарегистрировано уже 77 членов этого кластера, а общее количество занятых на его предприятиях сотрудников в 2011 году достигло тысячи человек. Сейчас тут разработана система целевых показателей, характеризующих эффективность кластерной сети, и определены их прогнозные значения.

Напомню, в результате формирования кластеров на Среднем Урале уже возникли новые отрасли: например, железнодорожное машиностроение и выпуск локомотивов нового поколения. Развиваются станкостроительный («Пумори-СИЗ»), металлургический (свободная экономическая зона «Титановая долина»), биоэнергетический и IT-кластеры, в оборонно-промышленном комплексе (НПК «Уралвагонзавод»). Продолжается проработка создания в регионе «атомного кластера» (г. Новоуральск).

А буквально на днях в Института экономики Уральского отделения РАН была завершена еще одна научная работа над крупным проектом по созданию в региональном ЖКХ жилищно-социальных кластеров. Ученые исходили из того, что ЖКХ в современной России имеет особую социальную остроту, давно испытывает системные проблемы и нуждается в коренной модернизации.

По их мнению, концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства, разработанная и принятая в реализации в 90-е годы, определяла лишь общие направления, не учитывала региональные факторы и характерные отраслевые особенности. Как следствие, итогом проводимых с 1979 года преобразований в ЖКХ России, вопреки ожиданиям, стало усугубление кризисного состояния отрасли. В подавляющем большинстве регионов РФ сегодня наблюдается дальнейшее обветшание жилищного фонда, старение инженерных сетей.

Несмотря на то, что в этой сфере сегодня, по данным Минрегиона РФ, обращается порядка 3 триллионов рублей, 60% объектов и инженерных сетей ЖКХ уже полностью изношены и требуют срочной замены. При этом 96 % населения исправно оплачивает коммунальные услуги, хотя значительная часть этих средств до конечных получателей – поставщиков коммунальных ресурсов – доходит не вовремя либо попросту исчезает.

Возникает очевидный парадокс. Система межбюджетных отношений в стране такова, что бюджеты муниципалитетов, включая даже очень крупные города, весьма ограничены в средствах, столь необходимых для решения назревших жилищно-коммунальных проблем. Кроме того, в отрасли ЖКХ, что давно не секрет, царят коррупция и воровство, во многих регионах и муниципалитетах «коммуналка» оказалась в руках мошенников. Не случайно разрыв между качеством предоставляемых услуг и их стоимостью растет, все больнее ударяя по карманам простого населения. Так, по информации Росфинмониторинга, объем сомнительных операций в сфере ЖКХ России сейчас составляет примерно 10 млрд рублей в квартал. А «коммунальные жулики» придумывают новые, все более хитроумные схемы, позволяющие им расхищать финансы.

Между тем, считают ученые ИЭ УрО РАН, система ЖКХ обладает необходимой совокупностью объективных и субъективных предпосылок для коренных институциональных преобразований, и, прежде всего, через внедрение современных и перспективных управленческих подходов. Одним из них являются кластеры. Но не как механическое соединение жилищного фонда, коммунальных предприятий и сопряженных отраслей, а как система, одновременно направленная и на качественное удовлетворение жилищно-коммунальных потребностей граждан, и на развитие саморегулируемых основ.

Не углубляясь в теорию, заметим, что для предотвращения дальнейшей деградации сфера ЖКХ должна быть оперативно интегрирована в региональную и муниципальную экономику, превратиться в конкурентоспособный сектор. С этой целью были разработаны и всесторонне обоснованы концептуальные подходы к формированию в Свердловской области и других регионах системы жилищно-социальных кластеров.

Иными словами, региональным и муниципальным властям сегодня предлагается реальный механизм реформирования ЖКХ, который может быть использован при разработке концепций, стратегий, программ социально-экономического развития территорий, отраслевых комплексов, общефедеральных документов в сфере регулирования и управления жилищно-коммунальным комплексом и сопряженных с ним отраслей.

Вопрос – будет ли востребован данный проект? Думаю, что будет. Интерес к научной работе уже высказали в Законодательном собрании Свердловской области, Думе Екатеринбурга. Не вызывает сомнений, что внедрение жилищно-социальных кластеров способно обеспечить решение целого ряда стратегических задач территорий, включая получение синергетического эффекта, предотвратив дальнейший кризис жилищно-коммунальной сферы, которая перестанет, наконец, быть дотационной отраслью.

© 2012, НЭП 08

Категория: Информационное агентство НЭП 08 - Ежедневные Экономические Вести | Добавил: Slavik (13.03.2015)
Просмотров: 440
Всего комментариев: 0
Контактная информация
Адрес.
Адрес: 620027, Екатеринбург, улица Пушкина, 10



Телефон +7 (343) 304-79-00
naukaservis@rambler.ru
Как добраться