Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » «Областная газета» |
Конец коммунальной самодеятельности
Жилищно-коммунальная сфера в нашей стране второе десятилетие находится в процессе реформирования. Но пока результаты реформ не внушают оптимизма. Почему так происходит и кто в этих условиях сможет защитить потребителей услуг ЖХК?
Об этом наша беседа с заместителем директора Института экономики УрО РАН Сергеем БАЖЕНОВЫМ. Анализ процесса реформирования ЖКХ в нашей стране не позволяет строить оптимистических прогнозов ни на ближайшую, ни на долгосрочную перспективу. Но убеждает в другом: необходимо искать не косметические, а системные подходы к внедрению в данный сектор экономики действенных рыночных механизмов. - Как вы считаете, почему сфера ЖКХ является на сегодняшний день одной из самых проблемных? — Потому что нужны не косметические, а системные подходы к внедрению в данный сектор экономики действенных рыночных механизмов. Поиск таких подходов в регионах ведется. К примеру, с 1 января 2013 года все управляющие компании (УК) Свердловской области, отвечающие за жилищный комфорт в наших домах, должны объединиться в саморегулируемые организации (СРО). Таким образом государство пытается очистить сферу ЖКХ от нечестных игроков и заставить все управляющие компании соблюдать нормы корпоративной ответственности. - Но рыночные механизмы в этой отрасли стали внедряться ещё в 90-е годы. — Безусловно. Мы ещё не забыли, как управление объектами жилищно-коммунального назначения осуществляли государственные и муниципальные предприятия. Жизнь показала, что эта система неэффективна. Мы видели низкий профессиональный уровень управленческого состава, отсутствие прозрачности в работе предприятий ЖКХ и надежного механизма контроля за расходованием средств. В 90-е годы прошлого века началось изменение системы хозяйствования с создания служб заказчика. В результате произошло разделение функций заказчика и подрядчика, что должно было привести к формированию основ договорных отношений с потребителями услуг ЖКХ. Но на практике службы заказчика остались структурными подразделениями региональных органов исполнительной власти или муниципалитетов. И коммунальные предприятия по-прежнему находились в муниципальной собственности, имея «ведомственное» финансирование. В итоге рыночные отношения в сфере управления многоквартирными жилыми домами так и не сложились. В последние годы было немало сделано для продвижения ЖКХ к реальному рынку, но ни потребители, ни производители коммунальных услуг так и не заняли подлинно рыночных позиций. - На ваш взгляд, корень зла именно в этом? — Во всяком случае, это одна из причин многочисленных проблем, которые мы наблюдаем. Как отмечают представители федеральной власти, сегодня трудно назвать какой-либо российский регион, в котором был бы достигнут необходимый уровень функционирования отрасли и нужные стандарты качества услуг. Есть территории, которые в реформировании ЖКХ продвинулись дальше других, у них есть чему поучиться. Но в отношении создания новых форм управления отраслью, эффективных в рыночных условиях, практически все регионы находятся на одной ступни развития. Больше того, система ЖКХ становится одной из наиболее криминальных сфер. В прошлом году Общественная палата РФ провела слушания по результатам работы «горячей линии», на которую принимались жалобы граждан, недовольных положением дел в ЖКХ. Получив за три месяца более 4,5 тысячи жалоб, Общественная палата пришла к выводу, что подавляющее большинство граждан не устраивает работа управляющих организаций. Люди недовольны постоянными перебоями в электро-, водо-, газоснабжении и не готовы платить по часто незаконным платежным квитанциям, суммы в которых всё время возрастают. Осенью прошлого года в министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области тоже начала действовать «горячая линия», куда за короткое время поступило более 1600 обращений жителей муниципалитетов. Оказалось, что больше всего жителей региона волнует качество коммунальных услуг, а также услуг в сфере благоустройства, капитальных и текущих ремонтов. Много претензий было к работе управляющих компаний и ТСЖ, к порядку начисления платы за услуги, в частности, за общедомовое потребление. Наибольшее количество жалоб поступило от жителей Первоуральска, Полевского, Камышловского, Верхотурского, Невьянского, Талицкого, Ирбитского и Белоярского городских округов. Наименьшее — от жителей Серова, Сухого Лога, Березовского и Верхней Пышмы. Однако навести порядок в коммунальной сфере административным путем — непростая задача. Проще по привычке всё свалить на плечи населения. О баснословных прибылях коммунальщиков и разворованных миллиардах сегодня говорят на всех уровнях. И на скамейках у подъездов, и на заседаниях Госдумы и Правительства РФ. Практически все губернаторы заявляют, что существует целый ряд системных проблем, связанных с преступлениями в сфере ЖКХ. - Кто в этих условиях защитит права собственников жилья? — Сегодня далеко не все знают, что благодаря последним изменениям, внесённым в Жилищный кодекс, законодатель беспрецедентными полномочиями наделил государственную жилищную инспекцию (ГЖИ). Действительно, ГЖИ — серьезная сила. К примеру, она имеет право проводить плановые проверки управляющих компаний, согласованные с Генеральной прокуратурой. А с 1 января 2013 УК года окажутся под двойным контролем: государства и своих коллег, объединившихся в саморегулируемую организацию. С этого времени на рынке жилищно-коммунальных услуг смогут работать только УК, вошедшие в ту или иную СРО. - В этом случае ряд УК будут вынуждены уйти с рынка, ослабнет конкуренция между компаниями. Можно ли назвать это плюсом? — С помощью такого регулятора чиновники хотят достичь сразу двух целей: выдавить с рынка жилищно-коммунальных услуг недобросовестных предпринимателей и создать условия для укрупнения управляющих компаний. Сегодня многие УК, даже если пытаются работать честно, не способны оказывать качественные услуги, потому что из-за экономических предпосылок не могут преодолеть планки безубыточности. По подсчетам специалистов эта планка находится на уровне 350–400 тысяч квадратных метров обслуживаемого жилья. Сейчас на территории Свердловской области работают 355 управляющих компаний, около половины из них обслуживают жилой фонд гораздо меньшей площади. Их руководителям чиновники рекомендуют задуматься об укрупнении, которое, кстати, облегчит поиск инвесторов и получение банковских кредитов. - Процесс создания саморегулируемых организаций уже начался. Сколько СРО в сфере ЖКХ сейчас зарегистрировано на территории Свердловской области? — Пока всего лишь две организации. Конечно, СРО — не панацея. Но это шаг к созданию современной системы жизнеобеспечения отрасли с необходимым управленческим ресурсом, соответствующим стратегическим требованиям экономики. | |
Категория: «Областная газета» | Добавил: Slavik (13.03.2015) | |
Просмотров: 499 |
Всего комментариев: 0 | |