Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » «Областная газета»

Мнение эксперта Пора наводить порядок…

Мнение эксперта  Пора наводить порядок…

Как уже сообщала «ОГ», на недавнем заседании президиума правительства Свердловской области, которое провел губернатор региона Александр Мишарин, была одобрена концепция развития областного предприятия «Водоканал», которая предполагает, что до 2020 года на модернизацию инфраструктуры водоснабжения и водоотведения будет направлено порядка 150 миллиардов рублей - из казны всех уровней и из внебюджетных источников.

 

Данное событие мы попросили прокомментировать постоянного эксперта нашей газеты в сфере ЖКХ, заместителя директора Института экономики УрО РАН, кандидата экономических наук Сергея БАЖЕНОВА:

 

- Что и говорить, принятое решение на редкость своевременное. Как говорит статистика, водопроводное хозяйство Уральского федерального округа сегодня изношено на две трети, а в некоторых регионах этот показатель достигает 100 процентов. На модернизацию водоснабжения, водоотведения в округе необходимо затратить свыше 300 млрд. рублей. Более 17 тысяч км водопроводной сети нуждаются в срочной замене. Самый большой процент износа сетей наблюдается в Свердловской, Челябинской и Курганской областях.
 

- Между тем, как отмечается, качество питьевой воды - одна из самых серьезных и неотложных проблем многих российских регионов...

 

- Этой зимой с ней вплотную столкнулись, к примеру, власти Свердловской и Челябинской областей. А вообще, по данным Роспотребнадзора, качество влаги в источниках водоснабжения в Уральском федеральном округе только на 40 процентов соответствует гигиеническим нормам, доброкачественную питьевую воду здесь потребляют только 70 процентов жителей. Между прочим, низкое качество питьевой воды действительно связано и с огромным износом водопроводных сетей и авариями, регулярно на них возникающих. Так что снижение потерь - колоссальный резерв для развития отрасли. Так, жители Свердловской области сегодня в среднем оплачивают до 22 процентов воды, которая теряется при транспортировке.

 

- Где и на чьих сетях это чаще всего происходит?

 

- Многочисленные ЧП регулярно возникают на инженерных сетях, принадлежащих Территориальной генерирующей компании № 9. В минувший отопительный сезон, напомним, ТГК-9 «прославила» Свердловскую область на всю страну. Порывы на теплотрассах Екатеринбурга (самые крупные - на улице Волгоградской, на перекрестке улиц Чайковского-Авиационной и на улице Красноармейской возле ТРЦ «Антей») стали одной из главных тем новостных программ сразу трех федеральных каналов — «Первого», «Россия 1» и «Россия 24». Федеральные СМИ ехидно называли Средний Урал «долиной гейзеров и фонтанов», а у населения громкие аварии вызвали справедливую бурю возмущения за халатность и намеренное бездействие коммунальщиков.

 

Выяснилось, что на екатеринбургских сетях ТГК-9, точнее ее дочерней структуры – Свердловской теплоснабжающей компании, количество аварий за последние два года выросло почти в 2 раза. Если в 2009-2010 гг. на магистралях СТК было зафиксировано 56 порывов, то в сезоне 2010-2011 годов — уже 106. Что не удивительно. Ведь в прошлом году ТГК-9 переложила в уральской столице всего 8 километров теплотрасс, в то время как муниципальные предприятия «Екатеринбургэнерго» и «Водоканал» - порядка 150 километров. Специалисты считают, что это - результат дисбаланса в объемах ремонта и привел к многочисленным авариям на сетях ТГК-9.

 

- Следовательно, большое количество происшествий говорит о том, что техническое состояние инженерных систем требует резкого увеличения объема ремонтных работ по сравнению с тем, что делалось в предыдущие годы?

 

- Без всякого сомнения. Но как заявил исполнительный директор СТК Сергей Ефимов,  летом 2011 года компания направила на замену 20 километров трубопроводов (а это всего лишь 10 процентов от общего числа изношенных сетей) и запорной арматуры 1,5 млрд. рублей. Для сравнения: на муниципальных сетях за счет городского бюджета и других источников финансирования тогда предстояло реконструировать, переложить и заменить 100 километров тепловых и 60 – водопроводных труб. С.Ефимов также отметил, что «на обслуживании в однотрубном исчислении у СТК находится 400 километров сетей. Из них примерно половина нуждаются в замене, в ремонте и реконструкции. Понятно, что хотелось бы переложить все и сразу, но это очень дорого".

 

То есть, надо полагать, у СТК и ТГК-9 нет «больших денег». Конечно же, это не соответствует действительности.

 

Территориальная генерирующая компания № 9 является структурным подразделением «КЭС-Холдинга» (ЗАО «Комплексные энергетические системы»). А тот, по данным ежегодного рейтинга журнала Forbes, - крупнейшая по размеру выручки за 2009 год непубличная частная компания России. Ее оборот даже в разгар кризиса составлял 264.2 млрд. рублей. Более актуальные данные по холдингу не раскрываются

 

Тем не менее, известно, что ЗАО «Комплексные энергетические системы» была создана в декабре 2002 года именно для реализации крупных инвестиционных программ в российской электроэнергетике. В числе приоритетных направлений деятельности КЭС: производство электроэнергии; развитие генерирующих мощностей; энерготрейдинг; розничные продажи электричества, тепла и транспортировка газа.

 

Это огромная и мощная империя. Но возникшая проблема с ТГК-9 для экспертов открытием, собственно, не является. Еще в начале 2000-х гг., когда в российском ТЭКе сколачивались подобные компании, журнал «Эксперт», проанализировав хозяйственную политику и инвестиционные устремления новых структур, прозорливо предрек: вряд ли они будут вкладывать солидные капиталы в модернизацию и развитие энергетики, жилищно-коммунального хозяйства страны, их цель заключается в другом – на полную катушку эксплуатировать нечаянно доставшее наследство советской эпохи, выжать из него все соки, извлечь максимальную прибыль, а затем спокойно избавиться от обескровленных активов.

 

- И сообщения о том, что частные инвесторы выходят из энергетического бизнеса в России, начинают появляться с пугающей регулярностью.

 

- Это так. Речь прежде всего идет о группе ЕСН Григория Березкина, хозяевах «Норильского никеля», АФК «Система», группе компаний «Онэксим» Михаила Прохорова. Создается сильное ощущение, что в среде частных инвесторов российской электроэнергетики и ЖКХ энтузиазм начинает сильно спадать. И хотя электростанции молотят, коммуналка действует, принося владельцам стабильную прибыль, пришло время раскошеливаться. Ведь государство, столь благосклонно позволившее на время отодвинуть и сократить многие новые энергетические стройки, вложения в ЖКХ (а значит, и уменьшить расходы крупного бизнеса), сейчас требует активно подключаться к модернизации страны, внедрению инноваций.

- Руководители  «КЭС-холдинга» после крупномасштабных аварий в Екатеринбурге тоже не раз заявляли, что «работа над ошибками», мол, проведена и поток инвестиций в систему ЖКХ в ближайшие годы, безусловно, возрастет…

- Деньги уже вкладываются. Но крупных инвестиций от ТГК-9, которая проводит политику своей вышестоящей компании КЭС-Холдинг, видимо, все-таки не дождаться. На эту мысль наводит и тот факт, что в России негласно начался процесс формирования крупных вертикальных холдингов. Стало известно, например, что ОАО «Газпром» и Группа «Ренова» решили объединить активы в электроэнергетике. К чему же это приведет? А к тому, что скоро они могут начать диктовать свои условия, доминировать на рынке и произвольно повышать цены. Установление подобной энергетической «олигополии» создаст серьезные монопольные риски и не принесет пользы ни энергетике страны, ни российским потребителям.

Не случайно Минэкономразвития РФ и Федеральная антимонопольная служба выступили против этого решения.

Так что правительство Свердловской области действует верно: в сфере ЖКХ пора наводить порядок, выработать внятную стратегию развития, продуманную систему принятия решений и контроля за их исполнением…

Категория: «Областная газета» | Добавил: Slavik (13.03.2015)
Просмотров: 521
Всего комментариев: 0
Контактная информация
Адрес.
Адрес: 620027, Екатеринбург, улица Пушкина, 10



Телефон +7 (343) 304-79-00
naukaservis@rambler.ru
Как добраться