Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » Журнал «Энергетика и ЖКХ Урала» |
Журнал «Энергетика и ЖКХ Урала» № 12, 2013 ________________________________________________________
Ситуация в отрасли Капитальный ремонт жилья - бег по замкнутому кругу
Сергей БАЖЕНОВ, заместитель директора Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук
Социологические опросы бесстрастно фиксируют, что для 44 процентов граждан страны цены на услуги ЖКХ являются самой болезненной темой, 26 процентов озабочены недоступностью и дороговизной жилья, а 16 – состоянием всего жилищно-коммунального хозяйства. При этом есть регионы, где эти проблемы самыми острыми и насущными считают более 60 и даже 70 процентов людей. Правительству России пришлось признать, что большинство целей, поставленных перед отраслью в рамках ее реформирования, остались нереализованными. Изношенность основных фондов в системе ЖКХ составляет в среднем 60-70 процентов, а местами доходит до 90 процентов. Было принято множество законов, нормативных правовых актов, постановлений, решений министерств и ведомств, однако эффективность этих мер оказалась недостаточной, ощутимо положительных результатов в данной сфере достичь, увы, не удалось. В отрасли царят коррупция и воровство. За годы реформ жилищно-коммунального хозяйства в России так и не выработан механизм, побуждающий производителей услуг к снижению тарифов. И вот, чтобы предотвратить деградацию отрасли, практически всю ответственность за ее состояние и развитие власти решили, похоже, переложить на плечи управляющих компаний, а если еще точнее – на рядовых граждан. Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак считает: «За два десятилетия скопилась огромная проблема недоремонта жилого фонда. В цифрах это 3,5 триллиона рублей. Поэтому в каждом муниципалитете надо тщательно обсчитать, исходя из разных параметров, в какие сроки и сколько необходимо будет потратить средств для ликвидации этого пробела». Почему этого не было сделано, чем занимались чиновники, ответственные за данный участок работы, осталось за кадром. А на первый план сегодня выносится «ключевой» вопрос: кто именно будет платить за капитальный ремонт? Понятно, что квартиросъемщикам такой воз не осилить, ничего путного из этой затеи не получится. И власти вынуждены «открыть карты»: важно найти диалог с гражданами, это они должны самостоятельно решать – либо сами капитально ремонтировать свой дом, либо вместе с жильцами других домов. Д. Козак, например, полагает, что полномочия по этим вопросам нужно максимально передать в регионы (читай: умыть руки). Кроме того, одна из ключевых задач, по его словам, – вопросы регулирования деятельности управляющих компаний. Надзирать за УК должны региональные органы исполнительной власти и местное самоуправление – муниципалитеты.
При всем уважении к этим новациям, убежден, кое-кто пытается поставить телегу впереди лошади. Ведь рынка, как такового, особенно конкурентной среды, прозрачности, рыночных механизмов в сфере ЖКХ сегодня попросту нет. Не случайно Президент РФ Владимир Путин, выступая 13 ноября на рабочем совещании по вопросам повышения качества жилищно-коммунальных услуг, подчеркнул: по столь чувствительному вопросу нужен профессиональный, реальный анализ и взвешенные подходы. Он привел показательный пример. По данным Росстата, в 2011 году более полутора миллионов многоквартирных домов имели износ от 30 до 65 процентов. Это свыше половины всех многоквартирных домов России. В них сейчас живет 45 миллионов человек. Эти вопросы только отчасти начали, наконец, решаться. За период с 2008-го по 2012-й годы по программам Фонда содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства было частично отремонтировано почти 135 тысяч домов общей площадью свыше 400 миллионов квадратных метров. Но это лишь 30 процентов площадей, нуждающихся в капремонте. В результате были улучшены условия проживания для 17,3 миллиона человек. Фонд в целом справляется со своими задачами, но очевидно, что для решения проблем капремонта нужно искать и другие механизмы, и дополнительные средства, сказал президент. Прежде всего, сказал глава государства (и тут я с ним согласен), надо провести полную инвентаризацию жилищного фонда, наладить систему регулярного мониторинга его состояния, в том числе - многоквартирных домов. Нужно иметь ясную картину по стране в целом и в региональном, муниципальном разрезе, чтобы чётко понимать, какие финансовые ресурсы необходимы для проведения капитальных ремонтных работ. Да, сейчас разработан законопроект, который предусматривает, в том числе, и использование средств собственников жилья для проведения ремонта многоквартирных домов. Такой подход вроде бы правилен, заметил В.Путин, потому что именно собственник (а в результате приватизации более 80 процентов жилищного фонда России стало частным) обычно несёт ответственность за сохранность и ремонт своего имущества, однако в нашей стране отношение к жилью, как к объекту собственности, особое. И перекладывать все на граждан – нечестно, убежден президент. Это и невозможно, ибо они не в состоянии решить новых, столь сложных задач. Почему? По мнению В.Путина, когда имущество передаётся новому собственнику, оно должно быть в надлежащем состоянии. А если не передано в таком состоянии, его нельзя сбрасывать на плечи людей. Привлекать – да, но в каком объёме, насколько, где, очень тонкий вопрос. Очень трудно объяснить людям, почему при растущих платежах за ЖКХ и часто при неудовлетворительном качестве услуг они должны дополнительно платить ещё и за капитальный ремонт дома. Поэтому Владимир Путин попросил особо ретивых чиновников не «гнать лошадей» в галопом и обозначил основные вопросы ЖКХ, которыми необходимо заняться в ближайшее время. Получается, что президент страны в режиме «ручного управления» в очередной раз не только отвел очередную угрозу от большинства граждан России, но и невольно признал: эффективность огромной армии российских чиновников крайне низка, а контроль, ответственность за принимаемые управленческие решения порой просто отсутствуют! Но капитальный ремонт - даже не самая главная проблема ЖКХ. Более серьезная, с точки зрения Счетной палаты РФ, - это обслуживание населения. Первоначально предполагалось, что она будет решена за счет прихода в эту отрасль бизнеса. Но, как оказалось, тот сюда не спешит. Привлечь его в ЖКХ изношенными фондами не удалось. По расчетам же палаты, на модернизацию коммунального хозяйства сегодня требуется 6-7 триллионов рублей. Но где их взять? Говорят, только у самого населения. Круг замкнулся… | |
Категория: Журнал «Энергетика и ЖКХ Урала» | Добавил: Slavik (12.03.2015) | |
Просмотров: 497 |
Всего комментариев: 0 | |