Главная » Статьи » Публикации в средствах массовой информации » Журнал «Энергетика и ЖКХ Урала»

Потребитель – главное звено в системе ЖКХ

 

Жилищно-коммунальный комплекс Урала № 8, 2012

 

Ситуация в отрасли

 

asdf

Потребитель – главное звено в системе ЖКХ

 

Сергей БАЖЕНОВ, заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, кандидат экономических наук

Все чаще люди самого разного социально-общественного положения, образования и возраста задаются вопросом: почему реформа жилищно-коммунального комплекса в России идет через силу, обнажая все новые и новые проблемы, «узкие места»?

На мой взгляд, главная ошибка кроется в неверно избранной стратегии и тактике. Идеологи реформы уподобились Егору Гайдару, который в начале 90-х годов посчитал, что, мол, «рынок сам все выстроит», а государству в эту сферу заходить не надо. Иначе говоря, ЖКХ пустили в свободное плавание, не обозначив каких-либо правил игры, и сегодня мы пожинаем плоды этой наивной политики.


Хотя в последние годы в России вроде бы немало сделано для продвижения ЖКХ к настоящему рынку. Так, в регионах прошли приватизация квартир и формирование рынка жилья; были разделены полномочия по хозяйствованию; определен новый порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг; введена система адресной социальной помощи гражданам; проведена передача объектов этой инфраструктуры с государственного на муниципальный уровень; в ряде городов и районов появились расчетно-кассовые центры; в коммуналку стали приходить частные структуры и подрядные организации; возникла идея концессионных соглашений...


Однако в целом обслуживание жилищного фонда в стране пока не преследует защиту прав потребителей, и поэтому население сохраняет безразличие к существующей системе, реформа отрасли по-прежнему буксует. То есть, несмотря на рыночную направленность изменений в российском ЖКХ, сегодня еще рано говорить о создании эффективных механизмов антикризисного управления в данной сфере, поскольку в ней так и не возникло рыночных позиций – ни у потребителей коммунальных услуг, ни у их производителей.


И все-таки на этом грустном фоне властям Тюменской области удалось не только приостановить кризис в коммунальной сфере. Сегодня здесь уже вплотную подошли к самому сложному периоду реформы отрасли, когда человек, гражданин, потребитель становится главным звеном в системе ЖКХ, на интересы и запросы которого будут ориентироваться поставщики тепла, воды, электроэнергии и других коммунальных услуг.

Именно об этом журнал «Энергетика и ЖКХ Урала» рассказывал в статье «Кто в доме хозяин?», напечатанной в июльском номере текущего года. Отрадно, что эта публикация не осталась незамеченной у специалистов и читателей.

Так, тюменский опыт взаимодействия городской администрации с территориальными органами самоуправления (ТОС) и советами многоквартирных домов недавно решили перенять власти Кургана. В частности, заместитель председателя Курганской городской думы Вячеслав Тяжельников заявил, что «вопросы, поднятые в публикации, очень важны, поскольку мы тоже достаточно активно занимаемся развитием советов многоквартирных домов и уже создали два ТОСа.


В процессе работы был изучен опыт Волгограда, Перми, Челябинска. В июле побывали мы и в Тюмени – в ТОС микрорайона «Тура», где пообщались с председателями советов многоквартирных домов, руководством и активистами городского общественного движения «Управдом». Нам очень подробно и главное – компетентно рассказали о том, как в Тюмени налажено взаимодействие администрации города с ТОСами, о повседневной работе органов территориального общественного самоуправления».


Курганцы, например, узнали, что узлы учета тепловой энергии, устанавливаемые сегодня в многоквартирных жилых домах Тюмени, передают данные о потреблении тепла посредством беспроводной модемной связи по каналу GSM. Об этом им рассказал начальник производственно-технического управления ОАО «Тепло Тюмени» Николай Бяков. «Измерительные приборы направляют данные о параметрах потребления тепла на вычислительное устройство, которое определяет количество потребленной тепловой энергии и передает сведения на компьютер диспетчера. Там происходит обработка и систематизация информации», – поведал он.


Что же это дает? Использование узлов учета тепла позволяет проводить мониторинг качества поставляемых населению услуг. В настоящее время узлами учета тепловой энергии в Тюмени уже оборудовано более 1,5 тысячи многоквартирных жилых домов. Как отметил В.Тяжельников, накопленный в Тюмени опыт работы советов многоквартирных домов, передовые технологии скоро обязательно найдут применение и в областном центре Зауралья.


«Зашевелились» и свердловчане. В прошлом месяце в Асбесте тоже был создан первый в городе совет многоквартирного дома. Образовался он в доме № 2/2 на улице Лермонтова. Конечно, собственники жилья делают лишь первые шаги, но действуют очень правильно, начинают активно участвовать в управлении зданием, следить за порядком во дворе и подъездах, решать проблемы озеленения и автопарковок. Члены совета, жильцы теперь просто вынуждены плотно изучать российское законодательство, вникать в суть всех жилищных вопросов, теснее, чем прежде, взаимодействовать с управляющей компанией. До этого здешние жители просто отказывались что-либо менять в своих укоренившихся привычках и системе управления отраслью.


Остается надеяться, что жители других муниципальных и поселковых образований, наконец, поймут, что ждать «милостей от ЖКХ» тщетно, дело надо брать в свои руки. Тем более что федеральный закон на стороне населения.

 
 
Категория: Журнал «Энергетика и ЖКХ Урала» | Добавил: Slavik (12.03.2015)
Просмотров: 568
Всего комментариев: 0
Контактная информация
Адрес.
Адрес: 620027, Екатеринбург, улица Пушкина, 10



Телефон +7 (343) 304-79-00
naukaservis@rambler.ru
Как добраться